финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок

10.12.2010, 17:10
За широкой спиной омбудсмена
За широкой спиной омбудсмена

В Казахстане появится банковский омбудсмен. Он призван мирным путем разрешать конфликты между кредитными организациями и заемщиками.

Джамиля Каримова

В мире понятие «банковский омбудсмен» существует уже давно. Он является активным посредником между банком и заемщиком, призванным урегулировать конфликты и споры без суда. На что можно рассчитывать клиенту кредитной организации, который недоволен обслуживанием или сильно просрочил выплаты по кредиту?
1. В нестандартных случаях помощь была бы кстати. Нередки случаи, когда банки отказывают клиентам в перекредитовании. Один житель Шымкента обратился в банк с просьбой перевести кредит на брата, так как из-за тяжелой болезни потерял работу. Брат был согласен вносить деньги, при условии продления срока выплаты долга на три года. Однако банк заемщику отказал.
В данном случае омбудсмен мог бы по заявлению заемщика постараться найти компромисс, объяснив банку, что противоположная сторона не хочет разрывать контракт, но и выполнять свои обязательства по нему не может.
Ведь на сегодня, согласно закону, банк имеет право в одностороннем порядке взыскать долг, практически оставив человека без имущества и средств к существованию.
2. Пока только для ипотеки. Другие споры – это пока не к омбудсмену. Впрочем, суды по ипотечным кредитам – самые частые. Решение омбудсмена будет обязательным к исполнению, но стороны конфликта имеют право оспорить это решение в суде.
3. Сколько будут стоить услуги. Для заемщиков услуги омбудсмена бесплатные. Оплачивать работу омбудсмена должны банки. Выбирают его те же банки и представители агентства финнадзора путем закрытого голосования. Кандидат не обязательно должен быть из числа банковских сотрудников, главное – он должен отвечать квалификационным требованиям. Хотя 40 местных банков в свое время одобрили появление банковского омбудсмена, некоторые из них до сих пор считают этот институт лишним.
4. Когда откроется офис банковского омбудсмена? Сначала президент подпишет закон, который через 30 дней после этого начнет действовать. Затем банкиры соберутся и определят порядок финансирования деятельности офиса. А уже потом омбудсмен приступит к работе.

Просрочка по ипотечным кредитам на конец июня 2010 года зашкалила за 63 млрд тенге. По данным Национального банка, это максимальное значение просроченной задолженности по ипотеке за последние три года. За текущий год объем просрочки вырос практически в 2 раза. Так, если в конце июня 2009 года он составлял 3,8%, то на конец июня 2010 года этот показатель увеличился до 7,8%.



Омбудсменом по коллекторам
Сейчас долги из заемщиков выбивают коллекторские компании. И неплохо выбивают. Ежемесячно им удается вернуть банкам 8–9 млрд тенге по ипотечным кредитам и 1,5–2 млн тенге по потребительским.
Получив заказ от банка, коллекторы приступают к проведению оперативно-разыскных мероприятий с помощью полиции, прокуратуры, дорожной полиции и судоисполнителей. Местонахождение должников, не желающих возвращать кредит, определяется по пенсионным отчислениям или прописке. Затем, договорившись с работодателем клиента, сотрудники агентства заключают договор и график погашения займа. За пять дней перед каждым платежом заемщику звонят и напоминают о приближающемся дедлайне.
Услуги коллекторских компаний обходятся банкам в 20–30 тыс. тенге за каждого клиента. При этом возврат долга осуществляется практически в 80% случаев. Из 500 неплательщиков 200 начинают погашать долг сразу же, как только на их след выходят коллекторы.
Некоторые республиканские депутаты даже называют деятельность этих компаний незаконной. Хотя бы потому, что банки не имеют права передавать информацию о заемщиках третьим лицам.
Заменой коллекторским компаниям должен стать банковский омбудсмен.

Подстраховаться примером
Единственный действующий пример – страховой омбудсман. Уже три года работает его офис. Недовольные услугами страховых компаний казахстанцы могут обратиться к нему онлайн из любой точки страны. Решение можно получить за 30–40 минут.

В пределах 300 тыс. рублей
Уже несколько месяцев банковский омбудсмен есть и в соседней России. Он вправе самостоятельно урегулировать конфликты между кредитными организациями и их клиентами в пределах 300 тыс. рублей. Схема работы такая. При возникновении проблем заемщик пишет заявление омбудсмену, тот выносит решение, которое обязательно для исполнения кредитной организацией, но необязательно для заемщика. Последний, если решение омбудсмена покажется ему несправедливым, может обратиться в суд.


Tweet




Другие новости по теме:

 – В России выбрали банковского рефери - 03.09.2010
 – Банки Казахстана в ожидании своего института омбудсмена - 19.08.2011
 – Страховые споры в он-лайн режиме - 18.06.2009
 – Казахстанцы теперь смогут решать проблемы со страховщиками в онлайн-режиме - 26.06.2009
 – Омбудсмен не нужен - 11.10.2010


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код:



Опрос

Если бы ваши права, как потребителя финансовых услуг, были нарушены, обратитесь ли вы с жалобой в соответствующие инстанции?

Да, однозначно, и я даже знаю куда;
Я бы обратился, но не знаю, как это лучше сделать;
Нет, потому что не в курсе куда обращаться;
Нет, потому что у меня нет на это времени.

 

Точки продажи 'Бизнес и Власть'

 

Популярные


вакансии в алматы и вакансии алматы .