26.09.2008, 15:40
Standard&Poor’s уверен в стабильности казахстанских банков
Теги: Банки, Интервью, Рейтинги, Правительство
Tweet
Другие новости по теме:
– Standard&Poor's пророчит тяжелый год казахстанскому финансовому рынку - 11.11.2008
– S&P не нравятся уставные капиталы казахстанских банков - 03.10.2008
– Казахстанские банки делают хорошую "мину" при плохих кредитах - 01.07.2008
– Боязнь отката - 21.04.2008
– Оценка страновых рисков банковской системы Казахстана изменена - S&P - 30.07.2009
«Искать виноватых – путь в никуда»
В середине этого года рейтинговые агентства указывали на то, что некоторые казахстанские банки могут закрыть год с понижением рейтингов. Предотвратить меру надеется правительство. О том, насколько успешен диалог Астаны с агентствами, «&» рассказала заместитель директора рейтинговой группы парижского офиса Standard&Poor’s Екатерина Трофимова.
– Г-жа Трофимова, не могли бы вы рассказать, как прошла встреча с членами рабочей группы, курируемой министром экономики и бюджетного планирования. Были ли достигнуты какие-нибудь договоренности?
– S&P приветствует стремление Казахстана к большей прозрачности, открытости и организованности в части информирования рейтинговых агентств по основным изменениям в финансовых и макроэкономических показателях. Безусловно, этот шаг может стать залогом улучшения качества экспертных оценок рейтинговых агентств. Однако все решения мы принимаем независимо, исходя из собственных заключений и оценок. Повлиять на этот процесс невозможно.
– Сумело ли казахстанское правительство прояснить для S&P ситуацию с качеством ссудных портфелей казахстанских банков?
– Мы позитивно отмечаем повышение уровня прозрачности в этом вопросе. Агентство по финансовому надзору (АФН) предприняло беспрецедентные шаги по улучшению качества и полноты раскрываемых показателей. Однако некоторая информация, которую хотели бы увидеть рынок и рейтинговые агентства, все же отсутствует. В частности, речь идет о реструктурированных кредитах, информация по которым до сих пор публично не раскрывается. Мы понимаем, что на данный момент система учета и отчетности банков не адаптирована, чтобы справедливо оценить данную категорию кредитов. Но эти данные критически важны для составления полной картины о качестве ссудного портфеля казахстанских банков. На Западе, причем не только в развитых, но и в развивающихся странах, эти показатели систематически раскрываются.
– В последнем отчете S&P говорится о том, что существует вероятность очередного понижения рейтингов казахстанских банков. Какова позиция агентства по этому вопросу сегодня?
– К сожалению, угроза снижения рейтингов банков сохраняется. Это, в частности, связано с продолжающейся негативной тенденцией роста проблемных кредитов. В первом полугодии 2008 года мы опубликовали подробный отчет, где обозначили основные факторы, которые могли бы уменьшить вероятность снижения рейтингов. К ним, в частности, относилось снижение доли проблемных кредитов, чего сегодня, к сожалению, не происходит. Мы также отмечали важность большей прозрачности в вопросе признания проблемных кредитов. В этом отношении определенная позитивная динамика наблюдается, но она все-таки не является достаточной. Еще один важный фактор нивеляции риска снижения рейтингов – увеличение объема резервов банков. В этом вопросе наблюдается положительный сдвиг, во многом за счет кропотливой работы, проводимой АФН. Однако, по нашим оценкам, объем текущих резервов во многих казахстанских банках все еще остается недостаточным. Одним из важнейших факторов нивеляции риска снижения рейтингов могло бы стать увеличение капитала казахстанских банков, что наравне с формируемыми резервами должно усилить их подушку безопасности. Однако только три банка предприняли соответствующие меры.
– Нестабильность на мировых рынках достаточно сильно пошатнула котировки казахстанских банков. Может ли эта ситуация отразиться на рейтингах?
– Уровень котировок по ценным бумагам не является определяющим рейтинговым фактором при выставлении наших оценок. Надо отметить, что с начала года и в последние недели соседние фондовые рынки пострадали значительно сильнее. Например, украинский фондовый рынок с начала этого года упал на 70%, а российская биржа – свыше 40%. Необходимо учитывать, что фондовые рынки ведут себя весьма иррационально в текущих условиях всеобщей паники и страхов. Поэтому мы вынуждены признать, что котировки по ценным бумагам не отражают фундаментальных характеристик заемщиков. Однако дисфункционирование и спад фондовых и долговых рынков, безусловно, отражают ухудшение условий рефинансирования и привлечения капитала для компаний и банков, что, безусловно, мы учитываем при составлении рейтинговых оценок.
– После банкротства Lehman Brothers иностранные инвесторы в первую очередь начали «сливать» бумаги банков из развивающихся стран. Как, на ваш взгляд, воспримут инвесторы новость о создании фонда стрессовых активов (ФСА)?
– С самого начала периода турбулентности S&P неоднократно делало акцент на необходимости создания подобного механизма. Эти шаги были предусмотрены и в меморандуме о финансовой стабильности, подписанном еще в ноябре 2007 года. Однако работа над созданием фонда затягивается из-за множества концептуальных неопределенностей и юридических, финансовых и бюрократических несостыковок. Оценивать эффективность ФСА пока рано, все будет зависеть от принципов и условий его работы. Ключевым является механизм стимулирования признания и передачи проблемных активов со стороны регуляторных органов. Без необходимого регулятивного и коммерческого стимулирования представляется сомнительным, что банки будут активно использовать данный механизм, что потребовало бы признания проблемности кредитов, чего многие пытаются избежать. Банки не заинтересованы в широком освещении реального объема проблемных активов, что, по сути, означало бы признание существования «дыры» в балансе некоторых из них. Это, в свою очередь, ведет к необходимости привлечения дополнительного капитала, который сейчас в огромном дефиците и очень дорог не только в Казахстане, но и на других мировых финансовых рынках. Передача активов фонду, даже по самым привлекательным ценовым условиям, требует публичного признания их проблемности. Создание ФСА необходимо, по крайней мере, для расширения механизмов стресс-управления, но не является панацеей от всех бед банковской системы.
– Отразится ли государственная поддержка ФСА на суверенном рейтинге Казахстана?
– Все будет зависеть от размеров бюджетных финансовых вливаний в фонд, а также эффективности его работы и возвратности средств. В мировой практике существуют различные модели государственной поддержки по разрешению финансовых и банковских кризисов. Например, широко признана шведская модель начала 1990-х годов, которая обошлась минимальными затратами для бюджета.
– Ожидает ли S&P сюрпризов от казахстанских банков в следующем году?
– Ожидаемая стабилизация на мировых финансовых рынках, которая, по нашим прогнозам, установится не ранее первого полугодия 2010 года, потребует обновления среднесрочных стратегий банков. По меньшей мере, следующие 12 месяцев обещают быть достаточно турбулентными. В некоторых аспектах даже более сложными, нежели те прошедшие месяцы с начала мирового финансового кризиса летом 2007 года. Это, безусловно, не может не оказать дополнительного давления на казахстанскую банковскую систему. Предстоящий год ознаменуется серьезной напряженной работой. Вопрос ликвидности продолжает оставаться главным, но некоторая острота этой проблемы снизилась. Основным полем деятельности для казахстанских банков будет решение вопроса проблемных кредитов. Несмотря на некоторые положительные тенденции, наметившиеся в последние месяцы в казахстанской банковской системе, в частности некоторое снятие остроты в вопросе ликвидности, мы пока не видим устойчивых признаков стабилизации ситуации в целом. А это невозможно без явно оформившегося перелома на рынке недвижимости и оживления общей деловой активности, что должно было бы снять давление с качества активов банков. Ключевым для восстановления стабильности банковской системы также является развитие мировых финансовых рынков, но в этом вопросе краткосрочный прогноз достаточно негативный. В то же время мы не ожидаем серьезных потрясений для банковской системы Казахстана. Запас прочности с учетом всемерной поддержки государства достаточен для того, чтобы выдержать новые волны напряженности на мировых финансовых рынках. Однако бдительность, которую банки уже выработали в последнее время, безусловно, им понадобится и в ближайшие месяцы.
– В ходе одной из дискуссий в рамках межбанковской конференции вы отметили, что не надо искать козла отпущения среди рейтинговых агентств…
– Все, включая рейтинговые агентства, извлекают выводы из происходящего на мировых финансовых рынках и вносят корректировки в принципы своей работы. От того, насколько правильными и полными будут эти изменения, и будут зависеть долгосрочная устойчивость и процветание отдельных компаний и мировой финансовой системы в целом. Искать виновников мирового финансового кризиса среди рейтинговых агентств – путь в никуда. Сегодня происходит крупномасштабное изменение моделей развития финансовой и политической систем мира. Мы готовы к открытому диалогу о принципах нашей работы, выводах и рейтинговых ожиданиях. В частности, Standard&Poor,s – единственное из международных рейтинговых агентств, кто приехал на банковскую конференцию в Алматы на этой неделе, подтверждая нашу приверженность к максимальной открытости и ответственность за работу, которую проводим в регионе.
Айгуль КИСЫКБАСОВА
В середине этого года рейтинговые агентства указывали на то, что некоторые казахстанские банки могут закрыть год с понижением рейтингов. Предотвратить меру надеется правительство. О том, насколько успешен диалог Астаны с агентствами, «&» рассказала заместитель директора рейтинговой группы парижского офиса Standard&Poor’s Екатерина Трофимова.
– Г-жа Трофимова, не могли бы вы рассказать, как прошла встреча с членами рабочей группы, курируемой министром экономики и бюджетного планирования. Были ли достигнуты какие-нибудь договоренности?
– S&P приветствует стремление Казахстана к большей прозрачности, открытости и организованности в части информирования рейтинговых агентств по основным изменениям в финансовых и макроэкономических показателях. Безусловно, этот шаг может стать залогом улучшения качества экспертных оценок рейтинговых агентств. Однако все решения мы принимаем независимо, исходя из собственных заключений и оценок. Повлиять на этот процесс невозможно.
– Сумело ли казахстанское правительство прояснить для S&P ситуацию с качеством ссудных портфелей казахстанских банков?
– Мы позитивно отмечаем повышение уровня прозрачности в этом вопросе. Агентство по финансовому надзору (АФН) предприняло беспрецедентные шаги по улучшению качества и полноты раскрываемых показателей. Однако некоторая информация, которую хотели бы увидеть рынок и рейтинговые агентства, все же отсутствует. В частности, речь идет о реструктурированных кредитах, информация по которым до сих пор публично не раскрывается. Мы понимаем, что на данный момент система учета и отчетности банков не адаптирована, чтобы справедливо оценить данную категорию кредитов. Но эти данные критически важны для составления полной картины о качестве ссудного портфеля казахстанских банков. На Западе, причем не только в развитых, но и в развивающихся странах, эти показатели систематически раскрываются.
– В последнем отчете S&P говорится о том, что существует вероятность очередного понижения рейтингов казахстанских банков. Какова позиция агентства по этому вопросу сегодня?
– К сожалению, угроза снижения рейтингов банков сохраняется. Это, в частности, связано с продолжающейся негативной тенденцией роста проблемных кредитов. В первом полугодии 2008 года мы опубликовали подробный отчет, где обозначили основные факторы, которые могли бы уменьшить вероятность снижения рейтингов. К ним, в частности, относилось снижение доли проблемных кредитов, чего сегодня, к сожалению, не происходит. Мы также отмечали важность большей прозрачности в вопросе признания проблемных кредитов. В этом отношении определенная позитивная динамика наблюдается, но она все-таки не является достаточной. Еще один важный фактор нивеляции риска снижения рейтингов – увеличение объема резервов банков. В этом вопросе наблюдается положительный сдвиг, во многом за счет кропотливой работы, проводимой АФН. Однако, по нашим оценкам, объем текущих резервов во многих казахстанских банках все еще остается недостаточным. Одним из важнейших факторов нивеляции риска снижения рейтингов могло бы стать увеличение капитала казахстанских банков, что наравне с формируемыми резервами должно усилить их подушку безопасности. Однако только три банка предприняли соответствующие меры.
– Нестабильность на мировых рынках достаточно сильно пошатнула котировки казахстанских банков. Может ли эта ситуация отразиться на рейтингах?
– Уровень котировок по ценным бумагам не является определяющим рейтинговым фактором при выставлении наших оценок. Надо отметить, что с начала года и в последние недели соседние фондовые рынки пострадали значительно сильнее. Например, украинский фондовый рынок с начала этого года упал на 70%, а российская биржа – свыше 40%. Необходимо учитывать, что фондовые рынки ведут себя весьма иррационально в текущих условиях всеобщей паники и страхов. Поэтому мы вынуждены признать, что котировки по ценным бумагам не отражают фундаментальных характеристик заемщиков. Однако дисфункционирование и спад фондовых и долговых рынков, безусловно, отражают ухудшение условий рефинансирования и привлечения капитала для компаний и банков, что, безусловно, мы учитываем при составлении рейтинговых оценок.
– После банкротства Lehman Brothers иностранные инвесторы в первую очередь начали «сливать» бумаги банков из развивающихся стран. Как, на ваш взгляд, воспримут инвесторы новость о создании фонда стрессовых активов (ФСА)?
– С самого начала периода турбулентности S&P неоднократно делало акцент на необходимости создания подобного механизма. Эти шаги были предусмотрены и в меморандуме о финансовой стабильности, подписанном еще в ноябре 2007 года. Однако работа над созданием фонда затягивается из-за множества концептуальных неопределенностей и юридических, финансовых и бюрократических несостыковок. Оценивать эффективность ФСА пока рано, все будет зависеть от принципов и условий его работы. Ключевым является механизм стимулирования признания и передачи проблемных активов со стороны регуляторных органов. Без необходимого регулятивного и коммерческого стимулирования представляется сомнительным, что банки будут активно использовать данный механизм, что потребовало бы признания проблемности кредитов, чего многие пытаются избежать. Банки не заинтересованы в широком освещении реального объема проблемных активов, что, по сути, означало бы признание существования «дыры» в балансе некоторых из них. Это, в свою очередь, ведет к необходимости привлечения дополнительного капитала, который сейчас в огромном дефиците и очень дорог не только в Казахстане, но и на других мировых финансовых рынках. Передача активов фонду, даже по самым привлекательным ценовым условиям, требует публичного признания их проблемности. Создание ФСА необходимо, по крайней мере, для расширения механизмов стресс-управления, но не является панацеей от всех бед банковской системы.
– Отразится ли государственная поддержка ФСА на суверенном рейтинге Казахстана?
– Все будет зависеть от размеров бюджетных финансовых вливаний в фонд, а также эффективности его работы и возвратности средств. В мировой практике существуют различные модели государственной поддержки по разрешению финансовых и банковских кризисов. Например, широко признана шведская модель начала 1990-х годов, которая обошлась минимальными затратами для бюджета.
– Ожидает ли S&P сюрпризов от казахстанских банков в следующем году?
– Ожидаемая стабилизация на мировых финансовых рынках, которая, по нашим прогнозам, установится не ранее первого полугодия 2010 года, потребует обновления среднесрочных стратегий банков. По меньшей мере, следующие 12 месяцев обещают быть достаточно турбулентными. В некоторых аспектах даже более сложными, нежели те прошедшие месяцы с начала мирового финансового кризиса летом 2007 года. Это, безусловно, не может не оказать дополнительного давления на казахстанскую банковскую систему. Предстоящий год ознаменуется серьезной напряженной работой. Вопрос ликвидности продолжает оставаться главным, но некоторая острота этой проблемы снизилась. Основным полем деятельности для казахстанских банков будет решение вопроса проблемных кредитов. Несмотря на некоторые положительные тенденции, наметившиеся в последние месяцы в казахстанской банковской системе, в частности некоторое снятие остроты в вопросе ликвидности, мы пока не видим устойчивых признаков стабилизации ситуации в целом. А это невозможно без явно оформившегося перелома на рынке недвижимости и оживления общей деловой активности, что должно было бы снять давление с качества активов банков. Ключевым для восстановления стабильности банковской системы также является развитие мировых финансовых рынков, но в этом вопросе краткосрочный прогноз достаточно негативный. В то же время мы не ожидаем серьезных потрясений для банковской системы Казахстана. Запас прочности с учетом всемерной поддержки государства достаточен для того, чтобы выдержать новые волны напряженности на мировых финансовых рынках. Однако бдительность, которую банки уже выработали в последнее время, безусловно, им понадобится и в ближайшие месяцы.
– В ходе одной из дискуссий в рамках межбанковской конференции вы отметили, что не надо искать козла отпущения среди рейтинговых агентств…
– Все, включая рейтинговые агентства, извлекают выводы из происходящего на мировых финансовых рынках и вносят корректировки в принципы своей работы. От того, насколько правильными и полными будут эти изменения, и будут зависеть долгосрочная устойчивость и процветание отдельных компаний и мировой финансовой системы в целом. Искать виновников мирового финансового кризиса среди рейтинговых агентств – путь в никуда. Сегодня происходит крупномасштабное изменение моделей развития финансовой и политической систем мира. Мы готовы к открытому диалогу о принципах нашей работы, выводах и рейтинговых ожиданиях. В частности, Standard&Poor,s – единственное из международных рейтинговых агентств, кто приехал на банковскую конференцию в Алматы на этой неделе, подтверждая нашу приверженность к максимальной открытости и ответственность за работу, которую проводим в регионе.
Айгуль КИСЫКБАСОВА
Теги: Банки, Интервью, Рейтинги, Правительство
Tweet
Другие новости по теме:
– Standard&Poor's пророчит тяжелый год казахстанскому финансовому рынку - 11.11.2008
– S&P не нравятся уставные капиталы казахстанских банков - 03.10.2008
– Казахстанские банки делают хорошую "мину" при плохих кредитах - 01.07.2008
– Боязнь отката - 21.04.2008
– Оценка страновых рисков банковской системы Казахстана изменена - S&P - 30.07.2009
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.