финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок
02.03.2010, 16:46
Машиностроение: догоним и перегоним
Машиностроение: догоним и перегонимВ скором времени казахстанские машиностроители смогут производить 70% оборудования для нефти и газа. Так считает генеральный директор машиностроительного завода «Белкамит» Александр Беклемишев. Когда и каким образом можно достичь такого показателя он рассказал в интервью Profinance.kz.



- Павел Иннокентьевич, когда, по Вашему мнению, отечественные машиностроители достигнут заявленного Вами показателя?


- Это сложная задача, но выполнимая. Думаю, в течение ближайших 10 лет это будет по силам нашим предприятиям. Здесь надо понимать, что сегодня порядка 80% казахстанской нефти и газа добываются иностранными международными компаниями – Chevron Texaco, Exxon Mobil, British gas, British Petroleum, AGIP. Очень активно работают на территории Казахстана китайские компании: CNPC, Sinopec. Все они, в первую очередь, стараются привезти сюда оборудование из своих стран. Этому способствуют объективные и субъективные факторы. Объективный фактор: в отдельных направлениях, например в морской добыче, лидерами являются компании Shell и Statoil. Конечно, они в такой ситуации ориентируются на свое оборудование. У них просто больше опыта в этой области. Субъективный фактор: специалисты добывающих компаний, которые работают в Казахстане, больше привыкли и доверяют своему оборудованию. Есть еще объективно-субъективный фактор – компании стараются защищать экономику своих государств, поддерживать ее, закупая оборудования у своих производителей. Вот тут мы и должны сказать им: «Раз нефть добывается на нашей территории, значит, у нас есть право настаивать на производстве определенного оборудования в Казахстане».
Но при этом, мы должны гарантировать производство качественного оборудования, которое не будет уступать зарубежным аналогам. Мы должны сильно постараться, чтобы показать выгоду и целесообразность работы в Казахстане, создавая совместные предприятия. Ведь покупать качественное оборудование, сделанное в Казахстане, не тратя лишние деньги на транспортировку и таможенную пошлину, будет выгодно и заказчикам.


– Какое оборудование, необходимое в нефтегазовой отрасли, могут производить отечественные предприятия?



– В первую очередь в Казахстане надо организовывать производство специального мелкосерийного нестандартного оборудования. То, что широко используется в нефтегазовой отрасли, допустим, электротехнические элементы, мелкие задвижки, можно купить и в других странах. А вот сложное оборудование, особенно если оно крупногабаритное, конечно, лучше производить у нас. Это довольно-таки большой перечень продукции и довольно большой объем.
Например, когда бывший оборонный завод перестраивал свою деятельность на мирное производство, то нефтегазовый комплекс стал первым направлением, которое мы начали осваивать. Если смотреть с инженерной точки зрения, здесь достаточно широкий спектр оборудования, будь это сосуды, работающие под высоким напряжением, широко применяющиеся в отрасли различные сепараторы, отстойники, реакторы, колонные теплообменные аппараты, воздухоохлаждаемые теплообменники. Это объемное оборудование, отдельные экземпляры достигают до 100 м в длину и до 10 м в диаметре. Но мы пока такие не освоили. Наш лучший на сегодня показатель – 30 метров высота и 3,5 – в диаметре. Но это тоже достаточно крупногабаритное сложное оборудование. Это говорит о том, что мы можем. Главное – постараться.
Отечественные предприятия уже работают с нефтяными компаниями. Например, наш завод уже несколько поставляет оборудование различным компаниям, таким как «ТенгизШевройл», «ПетроКазахстан», «Казахойл Актобе» и карачаганакский консорциум, а так же нефтеперерабатывающим заводам Атырау и Шымкента. Участвуем мы и в тендере на поставку оборудования на Павлодарский НХЗ.
Сейчас в этом направлении, на рынке страны активно работают порядка 10 машиностроительных предприятий. Оборудование со схожими характеристиками требуется и в горнометаллургической отрасли. Отечественные заводы сотрудничают с Усть-Каменогорским титано-магниевым комбинатом, Казцинком, Казахмысом с другими более мелкими предприятиями, которые только развиваются.
Бурно развивается в последнее время уранодобывающая отрасль. Для них мы также готовим достаточно большой объем крупногабаритного нестандартного оборудования. Не нужно забывать и о инфроструктурных проектах, таких как мостовые конструкции. Мосты из стали – это довольно сложное сооружение. Два автомобильно-пешеходных моста мы построили в Астане. Сейчас готовимся к тендеру по изготовлению мостовых конструкций для ветки Жетыген – Коргас. На самом деле работы много, просто нужно уметь подстраиваться под заказ. Возможности есть, надо их правильно использовать.


- Какое сырье отечественные машиностроители используют в производстве: казахстанское или закупают за рубежом?


- Базовое сырье: железо для выплавки стали, медь для производства латуни, те же самые титан и магний для производства специальных сплавов добываются в Казахстане. Здесь они проходят первичное обогащение и первичные циклы производства. Но потом они уходят за рубеж, поскольку, к сожалению, не всегда в Казахстане есть завершающие стадии того или иного производства. Мы только встаем на ноги и учимся. Например, наш Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат один из ведущих мировых производителей титана. До недавнего времени завод производил титановую губку. Это металлический титан, но не конструкционный материал. Сделать из него что-то, по сути нельзя. В 2009 году на заводе создали производство титановых слитков. Следующий этап - научиться производить из этих же титановых слитков, титановый прокат, то есть листы, трубки, какие-то заготовки. Только тогда машиностроители смогут использовать данный материал. То есть шаг за шагом мы сможем производить конечное сырье. Сейчас титан для производства мы завозим, в основном, из России.
Похожая ситуация со сталью. Наш Соколово-Сарбайский обогатительный комбинат производит окатыши, которые являются базовым сырьем для выплавки стали. Часть из них использует наш Карагандинский металлургический комбинат. А большая часть уходит на экспорт, в основном, в Россию. Но сталь, производимая в Темиртау, не пригодна для использования в нашем производстве, для изготовления сложных сосудов под давлением, сложных металлических конструкций, поскольку в Советском союзе он специализировался на производстве тонкого листа. Это тоже уникальный материал, но используется для автомобильной или пищевой промышленности (консервные банки). Поэтому мы их металл практически не используем, он идет только для простых изделий. Все остальное мы привозим из России, или из других стран.


- Как, на Ваш взгляд, на отечественное машиностроение повлияет Таможенный союз?



- С точки зрения поставок из дальнего зарубежья, я думаю, могут возникнуть дополнительные экономические затраты. Но они будут невелики. Таможенные пошлины в среднем составляют около 15%. Допустим, в себестоимости продукции нашего предприятия используемые материалы занимают порядка 50%. То есть за счет покупки дорогого сырья, себестоимость нашего оборудования может возрасти на 10%, а удорожание первоначальной цены может привести к удорожанию нашей продукции на 5%. Но с другой стороны у нас будет больше возможностей закупать в России. В таком случае влияние сырья на себестоимость товара будет уже 2-3%.
Кроме того, открытие границ с Россией и Беларусью приведет к расширению нашего рынка сбыта. Для этого может потребоваться не один год. Но расширение рынка сбыта приведет к увеличению объемов производства, а это в свою очередь может привести к снижению себестоимости наших оборудований на 2-3%, возможно до 10%.
В целом, Таможенный союз будет выгоден для нас. Ясно, что президент, правительство, МСБ серьезно рассчитывают именно на этот фактор. То есть может быть, получив определенные сложности на первом этапе, производители выиграют в перспективе. Все будет зависеть от того, насколько динамично будет действовать ТС. Если экономика всех 3-х стран будет развиваться более энергично, то все от этого получат выгоду.


– Что необходимо для развития этих предприятий?



Для развития машиностроения нужны большие инвестиции. Но надо понимать, что и получим мы при этом не мало. Ели говорить о нашем заводе, то сегодня у нас есть 2 инвестиционных проекта. Суммарно они тянут где-то на $7 млн. Мы надеемся, что вложенные средства помогут увеличить объем в 2-3 раза. Кроме того, Таможенный союз откроет для нас новые возможности. Мы сможем закупать российское сырье без пошлин, что будет способствовать увеличению объемов производства. А это в свою очередь положительно скажется на себестоимости производимого нами оборудования. То есть цены могут упасть до 10%. Все будет зависеть от того, насколько динамично будет действовать ТС. Если экономика трех стран будет развиваться более энергично, то все от этого получат выгоду.




Асель Маратова, специально для Profinance.kz


Теги: Машиностроение, Экспертная оценка, Таможенный союз




Другие новости по теме:

 – Машиностроение в РК выиграет на уникальных заказах - 26.02.2010
 – До 70% оборудования для нефтегазовой отрасли можно производить в РК - эксперт - 09.02.2010
 – Спасти машиностроение помогут соседи - 31.10.2009
 – Реального механизма поддержки машиностроения в РК нет - гендиректор МНТЦ «Машиностроение» - 16.04.2009
 – В Казахстане будут производить навигационное оборудование - 02.02.2010


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код: