Важнейшим фактором в создании условий для развития строительной отрасли в Казахстане является разработка правовой базы, основанной на современных научных достижениях и положительном опыте Швеции и Голландии.
Сания Перзадаева, партнер Colibri Law Firm:
Наше правительство на протяжении последних лет реформирует разрешительную систему и сокращает сроки выдачи разрешительных документов для уменьшения государственного контроля в области строительства. До начала 2005 года основная часть контрольных функций в сфере лицензирования осуществлялась Комитетом по делам строительства Министерства индустрии и торговли РК, далее акиматами и в итоге в 2011 году была передана в Агентство РК по делам строительства и ЖКХ.
В 2012 году правительством была утверждена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы. Данная концепция направлена на упрощение лицензирования в отношении субъектов частного предпринимательства и рассматривается как логическое продолжение ранее выбранного пути реформирования разрешительной системы.
Однако, несмотря на многочисленные эксперименты с упрощением разрешительной системы в строительной деятельности, эта сфера и по сей день остается наиболее неурегулированной. К примеру, в соответствии с новым законом в случае упразднения тех подвидов, которые указаны в лицензии, лицензиаты были обязаны в течение 6 месяцев за свой счет переоформить данную лицензию. По истечении 6 месяцев на тех юридических лиц, которые не успели переоформить свою лицензию, были наложены штрафы в размере более 300 тыс. тенге. При этом впоследствии 6-месячный срок был продлен до 12 месяцев. Таким образом, старые лицензии будут действительны до 31 января 2013 года.
Ожидается, что в рамках реализации концепции в 2013 году Закон РК «О лицензировании» будет отменен и вместо него будет принят Закон РК «О разрешениях и уведомлениях». На данный момент проект закона разрабатывается в правительстве. По словам министра экономического развития и торговли РК Ерболата Досаева, в новом законе будет определен исчерпывающий перечень разрешений с их категоризацией по степени опасности и установлением единых требований к процедурам их выдачи.
Примечательно, что, пока Казахстан существенно реформирует систему лицензирования в строительной сфере, в соседней России ее давно уже упразднили. В России с 2009 года Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» введен институт саморегулируемых организаций (СРО), который призван заменить устаревшую модель лицензирования. Каждая компания, которая планирует заниматься строительным бизнесом, должна получить обязательное членство в одной из СРО. Для получения членства в СРО каждая компания должна внести вступительный взнос в компенсационный фонд в размере 1 млн рублей.
В пределах данного фонда СРО несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникающим из-за недостатков произведенных ими строительных работ. Вследствие этого такие организации самостоятельно устанавливают минимальные стандарты для членства, дополнительное страхование гражданской ответственности членов, правила выдачи свидетельств о допуске и т.д.
Предполагается, что этот подход более профессиональный, эффективный и менее коррупционный, контроль своих же коллег — участников СРО, которые будут исключать из своих рядов недобросовестных и непрофессиональных коллег. Чья модель регулирования строительной деятельности окажется верной и, самое главное, безопасной, покажет время. В целом изменения, вносимые в казахстанское законодательство, следует назвать прогрессивными, и их реализация при условии разработки необходимых подзаконных актов и выделении бюджетных средств способна повысить позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка Doing Business.