Для каждого пятого казахстанца автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения. Однако рынок все еще далек от насыщения. Желающих обзавестись новым «железным конем» становится только больше. Один из сильнейших игроков казахстанского авторынка – Казахская моторная компания «Астана Моторс» традиционно подвела итоги своей работы и рассказала, чего ждать в будущем.
Каждому по «железному коню»
Одним из основных трендов минувшего года стал рост продаж новых легковых автомобилей. По данным аналитической службы «Астана Моторс», за последние двенадцать месяцев на рынке Казахстана было реализовано 86 966 легковых автомобилей против 38 574 единиц в 2011 году, а продажи компании за 2012 год увеличились на 104% и составили 12 406 легковых автомобилей против 6069 единиц в 2011 г. Доля рынка компании «Астана Моторс» составила 14% среди продаж легковых автомобилей на рынке РК. Рост продаж коммерческой техники составил 747 единиц (230% по отношению к 2011 г.), в 2011 году компанией было реализовано 226 машин. В 2012 году на автосборочном предприятии Hyundai Auto Trans было собрано 759 единиц коммерческой техники. Компания демонстрирует стабильную динамику развития бизнеса, подтверждая свои позиции лидера на казахстанском авторынке. Более того, за минувший год компания стала одним из крупнейших отраслевых налогоплательщиков страны. Так, за 2012 год «Астана Моторс» перечислила в бюджет государства свыше 8,5 млрд тенге.
По словам руководства компании «Астана Моторс», продажи за 2012 год стали новым историческим рекордом компании.
Объяснением такого ажиотажа на авторынке служат улучшение макроэкономических условий в Казахстане и отложенный за годы кризиса спрос. К тому же активизация отечественных банков в сегменте кредитования позволила приблизить для многих момент приобретения собственного автотранспортного средства. По итогам продаж 2012 года доля автомобилей, приобретенных казахстанцами в кредит, составила 21%. В то время как в 2011 году этот показатель был равен 11%.
Примечательно, что при этом отечественный потребитель отдает предпочтение автомобилям с конвейера. «Сегодня мы наблюдаем омоложение автопарка страны. Рынок переориентируется на выбор новых авто. Импорт подержанных автомобилей для личного пользования сократился в 75 раз по отношению к 2011 году», — поделился г-н Афонин. По его словам, наблюдается и рост продаж автомобилей отечественной сборки, что, безусловно, является большим прорывом для казахстанского автопрома. Все дело в том, что благодаря государственной поддержке и Таможенному союзу (ТС) цены на казахстанские автомобили стали намного привлекательнее и доступнее для наших граждан. Однако российские производители импортных брендов тоже не дремлют и осваивают столь привлекательный для них казахстанский рынок. Так, в 2012 году доля продаж легковых автомобилей импортных брендов, российского производства составила 7% против 6% в 2011 году. В компании же «Астана Моторс» доля продаж легковых автомобилей марки Hyundai и Toyota, произведенных в России, составила 35% (4390 ед.) от всех продаж легковых автомобилей компании (12 406 ед.).
Таким образом, казахстанцы начинают реализовывать отложенный спрос, который сформировался за время кризиса. В результате потребители порой даже сталкиваются с очередями и вынуждены ждать, когда придет их черед получать заветные ключи от новенького авто. Как рассказал Нурлан Смагулов, президент Astana Group, срок ожидания автомобилей таких востребованных на казахстанском рынке моделей, как Hyundai Accent и Hyundai Santa Fe, может составлять 4-5 месяцев. «К сожалению, Казахстан не является приоритетным рынком для больших автогигантов, которые в первую очередь снабжают автомобилями Америку, Россию, Китай и т.д. Но отношение к нашей стране меняется. Например, на прошлой неделе нам удалось убедить южнокорейскую делегацию обратить на нас внимание и поставить нам больше автомобилей», — поделился глава Astana Group.
Большие планы
В связи с улучшением макроэкономических условий и господдержки МСБ значительно вырос и спрос на коммерческую технику. Так, в 2012 году в Казахстане было реализовано 8483 единицы техники и автобусов против 5454 единиц в 2011 году. При этом рост продаж автомобилей, произведенных в РК, в этом сегменте составил 220%.
Благодаря господдержке Казахстан стал впервые экспортировать грузовые автомобили. «Наш завод оправдывает наши надежды — мы начали экспорт в Беларусь грузовых автомобилей Hyundai, собранных на автосборочном предприятии Hyundai Auto Trans. Но и это еще не все, «Астана Моторс» подписала меморандум о поставке коммерческой техники в восточную часть России. Это достижение для нас, потому что в реалиях ТС мы видим, что сейчас есть дисбаланс — Россия поставляет сюда больше, чем мы поставляем в РФ. Мы попробуем сократить это отрицательное сальдо с помощью поставок в соседние страны грузовых автомобилей», — заверил Нурлан Смагулов. По его словам, экспорт в Беларусь стал возможен с вступлением в ТС. «У нашего предприятия появилась возможность собирать машинокомплекты, которые раньше поставлялись в Беларусь напрямую из Южной Кореи. Машины казахстанской сборки для Беларуси выгоднее, чем импортированные из Южной Кореи. Нам повезло, что Hyundai выбрал Казахстан и именно нашу компанию как надежного партнера по развитию завода. Думаю, что это приведет к тому, что наш завод станет играть стратегическую роль на рынке СНГ», — сказал глава Astana Group.
По словам Камиля Ауэзова, гендиректора КМК «Астана Моторс», сегодня на автосборочном предприятии Hyundai Auto Trans усиленно ведется работа по увеличению доли казахстанского содержания в сборке грузовых автомобилей и автобусов Hyundai. По итогам 2012 года доля локализации грузовых автомобилей и автобусов Hyundai составила 30%. «Нами запущена сборка новой модели Hyundai Porter, грузоподъемностью 1 тонна. Также с апреля 2012 года компания производит городской автобус Hyundai County, вместимостью от 19 до 28 мест. Компания наладила производство собственных надстроек на шасси», — рассказал Камиль Ауэзов.
В целом в минувшем году компания показала очень хорошие результаты. «Астана Моторс» открыла два новых автоцентра премиум-класса (BMW/MINI и Lexus в г. Астане) и планирует открытие еще четырех в 2013 году. «Мы перешли наконец к формуле, выработанной в годы кризиса, которая позволяет в период возможного экономического спада сохранять устойчивость компании за счет услуг сервиса и продаж запасных частей, при самых минимальных продажах автомобиля», — поделился Нурлан Смагулов. Это, по его словам, позволяет им смело смотреть в будущее.
Автоперспективы
В следующие двенадцать месяцев, по словам Камиля Ауэзова, генерального директора КМК «Астана Моторс», компания прогнозирует продажи легковых автомобилей в РК на уровне 130 тыс. единиц. То есть по отношению к 2012 году рост составит 49,4%. При этом «Астана Моторс» планирует реализовать свыше 18 000 единиц легковых автомобилей, что в 2 раза больше показателей 2012 г., и сохранить свою долю на рынке.
Продажи коммерческой техники на рынке Казахстана, согласно прогнозам компании, будут на уровне 13 500 единиц. Из них на долю «Астаны Моторс» придется 2045 единиц техники (экспорт составит 800 ед.). При этом автосборочное предприятие Hyundai Auto Trans в 2013 году прогнозирует собрать 2046 единиц техники.
Кроме того, в 2013 году казахстанских автолюбителей и клиентов компании «Астана Моторс» ожидают новинки от таких брендов, как Hyundai i30, i40, Veloster и семиместной версии Hyundai Santa Fe. Помимо этого, «Автоцентр Бавария» будет рад представить BMW Z4, новый трехдверный кроссовер MINI Paceman.
Официальный дистрибьютор Subaru в РК объявит о старте продаж Forester 4-го поколения, заднеприводного спортивного купе BRZ; Toyota — новый RAV4 и обновленный Hilux; Nissan представит новое поколение Nissan Almera и рестайлинговую Nissan Tiida.