Стенограмма выступления Премьер-министра Республики Казахстан Карима Кажимкановича Масимова на IX Алматинской Межбанковской конференции
24 сентября 2008 г.
Модератор – Солодченко Р.В.
У нас открывается видеоконференция с Премьер-министром Республики Казахстан Каримом Кажимкановичем Масимовым. Я сейчас вижу, что Карим Кажимканович в своем кабинете. У нас на видеоконференцию 30 минут, это включает и выступление, и ответы на вопросы.
Карим Кажимканович, доброе утро! Спасибо, что присоединились к нам. Слово Вам.
Вступительное слово Масимова К.К.
Доброе утро, всем участникам конференции! Я хотел бы поблагодарить организаторов и всех участников за то, что сегодня у меня есть возможность выступить с приветственным словом и обменяться с вами мнением о текущей ситуации на мировых рынках и ситуации в Казахстане. Я уверен, что те дискуссии, которые сегодня будут проходить в Алматы, будут интересными, и в конечном итоге дадут практический результат как для Правительства, Национального банка, АФН, так и для самих участников рынка. В целом, я хотел бы обратить внимание на несколько моментов. Не знаю, организаторы предполагали ли когда готовились к конференции, что мы как и весь мир сейчас окажемся в центре финансового шторма, который лихорадит все рынки последние несколько дней. Казахстан, наверное, был одним из первых государств в августе-сентябре прошлого года, который испытал на себе последствия мирового финансового кризиса. Если до августа прошлого года в мировых финансах, мировой экономике говорили о Казахстане, как о как растущем гиганте, то осенью прошлого года начали говорить обратное. Я хотел бы сказать, что и те и другие предположения были неверными, поскольку проходя одной из первых стран те трудности, осенью и зимой прошлого года, я считаю, что Правительство, Национальный банк, АФН и сама банковская система смогли адаптироваться к существующим условиям. Несмотря на предположения аналитиков, мы смогли успешно пройти через все рифы, которые перед нами стояли. В результате этого мы видим, что рост экономики продолжается, примерно в тех пределах, как мы и предполагали - более 5%. Я считаю, что в нынешних условиях, это оптимальный рост с учетом того, что постоянным был вопрос удержания инфляции в заданных параметрах. В тоже самое время, золотовалютные резервы, включая Национальный фонд, на сегодняшний день составляют более 48 млрд долларов США. Я думаю, мои коллеги сегодня, Председатель Национального банка, представители АФН, наиболее подробно расскажут о тех действиях, которые предпринимались в течение последнего года, и что будет делаться дальше с учетом той ситуации, которая сложилась сегодня на мировых финансовых рынках.
Поскольку все участники достаточно профессиональны в области финансов, в области тех событий, которые происходят в США, Западной Европе и других странах, у меня нет необходимости детально останавливаться на тех вызовах, которые сегодня стоят. В то же время, я думаю, Министр финансов, вам сегодня ещё подробнее расскажет, о том, что мы приняли решение занять более проактивную позицию как Правительство, в соответствии с тем поручением, которое дал нам Глава государства, мы сегодня работаем над вопросом создания фонда стрессовых активов. Учитывая, что и правительство США приняло аналогичное решение, у них обсуждается сейчас этот вопрос, я думаю, что конкретные решения по вопросу стрессовых активов, мы будем принимать с учетом той ситуации, которая будет складываться на мировом рынке и с учетом тех решений, которые принимают такие развитые страны, как США. В целом я уверен, что Правительство, Национальный банк и сама банковская система справятся с теми вызовами и трудностями, которые на сегодняшний день перед нами стоят. Ещё раз хотел пожелать всем участникам конференции плодотворной работы. Если у вас будут вопросы, я с удовольствием на них отвечу.
Вопросы от членов панельной дискуссии
Татьяна Парамонова, Представитель Президента РФ в Национальном Банковском Совете
Вы сказали, что Казахстан одним из первых столкнулся с проблемой мирового финансового кризиса, и хотелось бы выяснить, какие уроки за этот год получили в Казахстане? Второй вопрос. Неопределённость будущего говорит о том, что финансовые стрессы могут повторяться. Готовы ли Правительство и Национальный банк Казахстана оказать помощь банкам, чтобы сгладить тот негативный эффект, который может возникнуть, и в том числе, как вы будете сглаживать тот эффект, который будет связан со снижением темпов экономического роста.
Ответ:
Я уже говорил, что в сентябре прошлого года наша страна была первой, которая ощутила на себе последствия ипотечного кризиса в США. Это было связано с несколькими причинами: во-первых казахстанская банковская система является одной из самых интегрированных в мировую экономику. И до августа прошлого года в связи с высокими рейтингами, в связи с развитостью, как банков, так и высоким уровнем менеджеров банков это было плюсом для наших банков. У казахстанской банковской системы был практически неограниченный доступ на мировые рынки капиталов. Естественно, в условиях быстрорастущего рынка одним из главных направлений инвестиций был рынок строительства, где была достаточно высокая концентрация инвестирования со стороны банковской системы. В августе 2007 года, когда начался ипотечный кризис, казахстанская банковская система стала испытывать затруднения в привлечении капиталов с внешних рынков. В этот момент Правительство, АФН и Национальный банк, приняли принципиальное решение, что банковская система в первую очередь сама должна изыскивать резервы для того, чтобы противостоять растущим вызовам. Я хотел сказать, что ни один казахстанский банк не допустил дефолта, все кредиты внутренние и внешние были успешно погашены. Я считаю, что первый удар кризиса банковская система выдержала. Осенью прошлого года Правительство приняло решение вместе с Национальным банком поддержать с точки зрения ликвидности и селективной поддержки некоторые сектора экономики. В первую очередь, это поддержка строительного сектора, во вторую очередь МСБ. Я считаю, что те решения, которые были приняты, выдержали тест на свою правильность, и на сегодняшний день мы можем констатировать тот факт, что мы находим правильные решения, и переживаем нынешний кризис с сентября этого года, практически не входя в него, в отличие от систем некоторых других стран. Главный вывод в том, что Правительство, Национальный банк и АФН, должны ещё внимательнее посмотреть на вопросы регулирования банковской системы. В связи с этим параллельно с созданием фонда стрессовых активов, Парламент совместно с Правительством, Национальным банком и АФН по согласованию с участниками рынка внесем соответствующий законопроект «О финансовой устойчивости», который сейчас рассматривается в парламенте. Второй вопрос. Я считаю, что трудности в мировой экономике ещё впереди, наступают трудные времена. И если мы исходили из предположения, что рынки капиталов могут открыться в 2009 году, то сейчас я считаю, это вряд ли возможно. Поэтому мы свою систему должны строить, рассчитывая только на свои силы, это касается как внутриэкономической политики, так и фискальной в том числе. В этом году мы внесли три документа в парламент, мы вошли с трехгодичным бюджетом на 2009,10,11 годы с новым налоговым кодексом и новым бюджетным кодексом. Какие принципиальные вопросы заложены в налоговый кодекс: это кардинальное снижение налогов для несырьевых секторов. Новый корпоративный налог будет в 2009 году составлять 20% в 2010 – 18, 5%, в 2011- 15%. С учетом того, что социальный налог будет 11% НДС-12%, и Индивидуальный подоходный налог 10%, я считаю, что для несырьевого сектора экономики, в том числе для финансового сектора налоговый режим будет очень благоприятным. На мой взгляд это даст возможность для стимулирования деловой активности в стране.
Нефидов Павел
Известно, что на фоне последних событий Правительства многих стран и банки принимают определённые экстраординарные меры. Считаете ли вы, что с учетом высокой зависимости экономик стран СНГ требуется дополнительные меры для координации этих усилий на территории СНГ.
Ответ:
Я, безусловно, считаю, что рынки СНГ взаимосвязаны. Ни одна страна большая или маленькая не может позволить себе самоизолироваться и решать проблемы внутри своей страны, поскольку мы все построили свою экономику и рынки капиталов, рынки товаров, и они свободно перемещаются между странами. Поэтому естественно, я считаю, что нужна более глубокая координация, как между Правительствами, Национальными банками и регулирующими органами для обеспечения более оперативного решения вопросов между собой. В частности, мы очень внимательно следили за теми событиями, которые происходили на прошлой неделе в Российской Федерации, нам бы хотелось установить более тесный диалог, для того чтобы оперативно реагировать на разные события, которые могут влиять на ситуацию в наших странах. Я вчера проводил ряд телефонных переговоров с соответствующими людьми в РФ, я думаю, что такой диалог будет усилен.
Сергей Зелепухин, газета Республика.
Вы говорили о России, ссылались на российские действия, сейчас принимаются ли какие-то определенные действия? Второй вопрос: мы видим, что Центрабанки Европейских стран и США ввели большую ликвидность в связи с надвигающейся второй волной кризиса, как Вы считаете в Казахстане есть ли необходимость принимать такие действия, созрела ли наша ситуация.
Ответ:
Я не говорил, что мы с РФ будем принимать совместные действия, я проводил телефонные консультации с рядом ответственных лиц. Я считаю, что мы должны проводить такие консультации в случае необходимости будут приниматься совместные действия, пока такой необходимости нет. Если возникнет, мы будем делать это совместно. Я знаю, что председатель Национального банка специально летал в Москву, проводил переговоры некоторое время назад. В настоящее время у меня ведутся переговоры по данному вопросу. Я думаю, рынки РК и РФ взаимосвязаны и влияют друг на друга. Во-вторых, с точки зрения вливания ликвидности, я считаю, что проблем с ликвидностью в казахстанской банковской системе нет. Думаю, что касается Национальных банков и АФН – они подробно сами в своих выступлениях расскажут об этом. Когда была такая необходимость в сентябре прошлого года, Национальный банк оперативно решал такие вопросы, и помогал с ликвидностью БВУ, я считаю, успешно помогал. Национальный банк эффективно проводил интервенцию на валютном рынке, в результате чего курс у нас в течение всего года держится стабильно. Во-вторых, Правительство в соответствии с поручениями Главы государства проводило селективную поддержку в двух секторах: строительство и МСБ. И мы будем продолжать такие действия, вопрос в другом: Нам нужно стимулировать деловую активность и создание спроса, вот над этим мы будем совместно работать с соответствующими органами. Спасибо.
Сатпаев Досым.
Насколько известно, Правительство создало рабочую группу по работе с рейтинговыми агентствами. Эта идея возникла ещё в прошлом году, почему возникла задержка по формированию этой группы? И второй вопрос: ваши прогнозы, касательно рейтинговых агентств, касательно понижения или повышения суверенных рейтингов Казахстана. По крайней мере, в конце этого года.
Ответ:
Действительно такая группа создана, причем давно, но действия её мы не афишировали. Сейчас просто она вышла в публичное пространство. Я сам руковожу работой данной группы для того чтобы координировать действия как Правительства, Национального банка, так и самого финансового сектора. Я хочу обратиться с благодарностью к рейтинговым агентствам за то, что они внимательно выслушивают все доводы Правительства, Национального банка, банковского сектора, и я уверен, что мы сможем убедить рейтинговые агентства в адекватной оценке ситуации в Казахстане, хотя это процесс непростой и общая ситуация в мире, давит на рейтинговые агентства, чтобы они внимательно и тщательно рассматривали ситуацию внутри страны. Мы такую работу будем и дальше проводить. Рейтинг это не самоцель, поскольку РК в ближайшее время не планирует выход на рынки капиталов, а на рейтинг в первую очередь влияет на стоимость заимствования. На данный момент мы себе такой задачи не ставим. Для нас важно показать реальное состояние дел и что Казахстан уверенно справляется с всеми трудностями, которые вызваны внешними шоками в стране.
Лиза Филиппа, Прайс уотерхаус Куперс.
Вы очень хорошо рассказали о тех мероприятиях, которые были проведены после начала мирового кризиса Правительством, скажите какие были сделаны рекомендации для частных компаний, работающих в Казахстане, какие уроки извлеченные из кризиса?
Ответ:
Во-первых, Я был, есть и всегда останусь сторонником рыночной экономики. Я считаю, что частный сектор является стимулом развития страны, и задача Правительства снимать все возможные барьеры для развития частного предпринимательства. Я уверен, что Частное предпринимательство Казахстана, которое формировалось за годы независимости нашей страны, сможет выстоять и эту бурю, и сможет показать свою жизнеспособность и в будущем. Поэтому главный урок и главная рекомендация предпринимательству, это адекватно реагировать на те вызовы и условия, которые возникают в мире сегодня. Мы не хотим вмешиваться кредитную политику банков, потому что каждый банк сам определяет свою кредитную политику, сам определяет куда он считает более выгодным вкладывать свои средства, однако в то же время, нужно внимательно смотреть за состоянием рынков, оценивать риски, и усиливать группы, которые связаны с оценкой рисков. Я считаю, что эти группы в банковском секторе требуют улучшения. Но я думаю, что эти уроки, многому научили банкиров, они сделали для себя правильные выводы и то, что банковская система не допустила никаких дефолтов в течение этого года, говорит о правильности выбранной тактики. Это говорит том, что уроки, которые в течение этого года мы получили, правильно извлекаются.
Мухтар Аблязов, Председатель Совета Директоров, БТА Банк
Сейчас мы становимся свидетелями, когда госструктуры, Правительство США, РФ, Японии, Европы очень активно вмешиваются в процесс, в финансовый сектор. Принимаются не только законы, но и меры, которые можно назвать крупными цифрами вливаний в экономику. Мы в последние 15 лет выросли в условиях рыночной экономики и сами справлялись со всеми проблемами. Сейчас как представитель банковского сектора хочу сказать, что сейчас кризис ликвидности не затронул нашу систему, как это произошло в активной форме в прошлом году. Но мы наблюдаем, что ряд бумаг выпуска казахстанских эмитентов, включая государственные компании, в настоящее время изменили первоначальную стоимость, подешевели, и мы наблюдаем, как различные государственные структуры, фонды других стран участвуют в интервенции, для того, чтобы стабилизировать стоимость своих эмитентов, и это улучшает ликвидность ряда компаний. Что мы можем ожидать от Правительства в случае, если этот процесс будет продолжаться? Дело в том, что это мешает привлекать внешние заимствования, и можем ли мы ожидать мер поддержки стоимости бумаг казахстанских эмитентов?
Ответ:
Это очень интересный вопрос. Сейчас Правительствами разных стран, в том числе и развитых, он очень внимательно изучается и рассматривается. Мы также будем внимательно следить за развитием событий на развитых рынках и внутри страны, как будут вести себя казахстанские эмитенты. И после внимательного изучения, обсуждения этого вопроса с участниками рынка на таких площадках, как Совет по экономической политике, мы будем выходить с различными предложениями. Мы будем обсуждать этот вопрос.
вопрос
События прошлой недели были настолько неожиданными и драматичными для всех участников рынка, что вызвали определенный шок. Я уверен, что трехлетний бюджет формировался задолго до того, как был вынесен в Парламент. Скажите пожалуйста, на ваш взгляд есть ли причины ожидать дальнейшего замедления темпов развития Казахстана, Ваши прогнозы и есть ли предпосылки для этого?
Ответ
Вы знаете, что в начале этого года, Правительство, Национальный банк и АФН выступили со специальным заявлением, где мы предполагали экономический рост прядка 5-6% в течение 2008 года, примерно в этих параметрах мы и идем. С точки зрения дальнейшего развития Казахстана экономического роста в 2009 году, то эта цифра известна, мы предполагаем в 2009 году рост порядка 5-6%. Но главное для нас будет найти экономический баланс.
Модератор – Солодченко Р.В.
Карим Кажимканович, благодарим Вас за участие в работе конференции.
расшифровка стенограммы предоставлена пресс-службой БТА Банка
Правительство не афиширует ряд антистрессовых мер
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)
Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.
По теме:
Комментарии
Добавление комментария
Таймлайн
Архив
2013/ Февраль (63)2013/ Январь (87)2012/ Декабрь (119)2012/ Ноябрь (130)2012/ Октябрь (98)2012/ Сентябрь (124)
2012/ Июль (68)2012/ Июнь (274)2012/ Май (379)2012/ Апрель (474)2012/ Март (533)2012/ Февраль (489)2012/ Январь (292)2011/ Декабрь (289)2011/ Ноябрь (95)2011/ Октябрь (422)2011/ Сентябрь (380)2011/ Август (314)2011/ Июль (548)2011/ Июнь (698)2011/ Май (705)2011/ Апрель (705)2011/ Март (649)2011/ Февраль (680)2011/ Январь (563)2010/ Декабрь (680)2010/ Ноябрь (728)2010/ Октябрь (708)2010/ Сентябрь (721)2010/ Август (677)2010/ Июль (648)2010/ Июнь (771)2010/ Май (626)2010/ Апрель (752)2010/ Март (753)2010/ Февраль (899)2010/ Январь (666)2009/ Декабрь (575)2009/ Ноябрь (322)2009/ Октябрь (373)2009/ Сентябрь (477)2009/ Август (342)2009/ Июль (387)2009/ Июнь (540)2009/ Май (529)2009/ Апрель (515)2009/ Март (434)2009/ Февраль (143)2009/ Январь (65)2008/ Декабрь (126)2008/ Ноябрь (145)2008/ Октябрь (199)2008/ Сентябрь (204)2008/ Август (101)2008/ Июль (1521)
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?