Стоит ли казахстанскому бизнесу бояться конкуренции в Таможенном союзе?
1 июля начнет свою работу Таможенный союз, и казахстанским бизнесменам придется помериться силами со своими российскими и белорусскими коллегами по цеху.
Однако в преддверии знаковой даты многих представителей отечественного малого и среднего бизнеса посетили пораженческие настроения. Дескать, проиграем от интеграции. Но стоит ли им бояться? Понятно, что каждый смотрит на Та-моженный союз со своей колокольни. Но почему-то многие из них, заглядывая вперед, не замечают других показателей: деловой климат в стране, конкурентоспособность казахстанской экономики. Проигнорировали они и госпрограммы правительства, которые ориентированы на поддержку производителей и экспортеров. А ведь о них президент страны Нурсултан Назарбаев говорил еще в начале февраля в послании народу Казахстана.
«Не так страшен черт, как его малюют». Примерно так можно охарактеризовать опасения казахстанских бизнесменов по поводу работы Таможенного союза. Представители малого и среднего бизнеса оценивают свои шансы на выживание, исходя из своих возможностей. Но при этом они упускают из поля зрения потенциал казахстанской экономики и меры поддержки со стороны государства.
На этой неделе в Алматы произошел курьезный случай. Представители малого и среднего бизнеса в преддверии работы Таможенного союза на «круглом столе» стали друг друга усердно пугать. Говорили о том, что в интеграционном объединении они не выдержат конкуренции и станут добычей россиян и белорусов. У них Европа под боком, опыт международной деятельности богатый и кадровый резерв крепкий. Аргументы звучали одни страшнее других до тех пор, пока под общий смех их не прервало забавное мнение.
– Пока мы здесь предаемся унынию, там, наверное, бедные белорусы сидят и точно так же изводятся. Дескать, вот приедут ушлые казахи и всех проглотят, – заявил один из участников «круглого стола».
Представители бизнеса сами не могут оценить свои возможности в Таможенном союзе. А стоит ли вообще им делать это? Такой подход – это все равно, что гадание на кофейной гуще. Последнее слово остается за индикаторами деловой активности в стране и конкурентоспособностью ее экономики. Эти факторы обещают определить победителя в общем рынке. Ведь не зря говорят, что колос быстрее пробивается на вспаханной почве. Такая же картина наблюдается и в бизнесе: сильных компаний не бывает в дряхлых экономиках.
Табель о рангах
Если верить результатам опросов инвесторов, работающих в Беларуси, деловая атмосфера в этой стране улучшается. По словам главы правительства республики Сергея Сидорского, который сослался на полученные данные, более 50 процентов инвесторов считают, что инвестиционный климат страны улучшается. По словам премьер-министра, «впервые за последние годы мы перешагнули планку в 51 процент, увеличив данный показатель почти на 19 процентных пунктов».
– Мы уверенно движемся в сторону отличников. При пятибалльной системе Беларусь, по заявлению инвесторов, имеет 3,9 балла за улучшение инвестиционного климата. Этот показатель вселяет уверенность в том, что мы находимся на правильном пути, – заявил в мае этого года Сидорский.
Но насколько улучшился инвестиционный климат? Например, в Зимбабве он может улучшиться на 99,9 процента, но всем понятно, что страна в бизнес-рейтинге проигрывает остальному миру. Ведь улучшение произошло в государстве относительно предыдущего периода его развития. А как относительно других стран? В принципе, об этом можно судить по индексу экономических свобод и по рейтингу глобальной конкурентоспособности стран мира, который ежегодно готовит аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ).
В 2009 году в «Индексе экономических свобод» Беларусь заняла 150-е место, Россия – 143-е, а Казахстан – 82-е. Самый лучший показатель у Астаны. В то время как ее партнеры по Таможенному союзу остались в группе стран с самыми подавленными экономиками. В 2006 году Беларусь в этом рейтинге занимала 151-ю позицию и, как нетрудно заметить, не сильно продвинулась вперед.
Составители «Индекса» – The Heritage Foundation – считают, что между свободой экономики и успешностью ее развития есть взаимосвязь. А саму «экономическую свободу» авторы определяют как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». В таком ключе «Индекс» отражает потенциал деловой активности в стране.
В рейтинге ВЭФ за 2009–2010 годы Россия оказалась на 63-м месте, Казахстан – на 67-м, а Беларусь осталась «за бортом», что само по себе показательно. Самым главным камнем преткновения для нашей республики стала коррупция, которая набрала 23,3 балла. Для России эта проблема также фигурирует первой в списке, однако ее уровень эксперты ВЭФ оценили в 19 баллов.
Таким образом, если смотреть глазами международных организаций, у Казахстана на фоне его партнеров по Таможенному союзу неплохие показатели. Но остается простор для совершенства. В связи с чем в интеграционном объединении наши бизнесмены не будут выглядеть аутсайдерами и смогут на равных конкурировать со своими коллегами по интеграционному объединению.
Подушка безопасности
Рейтинги позволяют судить о потенциале, но еще не гарантируют успеха. Многое зависит от адекватных действий правительств по стимулированию деловой активности. В мае в Казахстане приняли сразу две ключевые программы – «Дорожная карта бизнеса-2020» и Госпрограмма по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы (ФИИР). О них в начале февраля говорил в послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев.
Обе программы, с одной стороны, создают фундамент под будущую экономику республики, с другой – нацелены на поддержку отечественного бизнеса. По словам министра экономического развития и торговли Жанар Айтжановой, в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» в 2010 году из бюджета будет выделено 30 млрд тенге. В 2011 году финансирование бизнеса увеличат. «Мировая практика свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малому и среднему предпринимательству оказывается значительная государственная поддержка», – говорится в документе. Этот опыт намерен перенять Казахстан.
В качестве главного инструмента предусматриваются «дешевые кредиты». Акцент делается прежде всего на компании-экспортеры. В 2010 году при банковской ставке вознаграждения в 12 процентов они выплатят только 7 процентов, а 5 процентов банкам компенсирует государство. КПД такой акции очень высок. В свое время «дешевые кредиты» быстро подняли на ноги компании Южной Кореи, которые потом выбились в мировые лидеры.
– Я думаю, что это («Дорожная карта бизнеса-2020». – Ред.) очень важный документ, который отражает конкретные пути дальнейшего стимулирования деловой активности в нашей стране, – пояснил премьер-министр Карим Масимов.
Обе правительственные программы предусматривают долевое участие государства в бизнес-проектах. А в рамках ФИИР рассматривается модернизация инфраструктуры и энергетических мощностей республики, что отразится на снижении себестоимости продукции с лейблом «Сделано в Казахстане». Таким образом, у отечественного бизнеса появилась «подушка безопасности».
Очевидно, что предприятия МСБ не останутся со своими проблемами наедине в Таможенном союзе, риски с ними разделит государство. Однако воспользоваться благами госпрограмм смогут не все. Правительство преследует свои интересы в экономике и будет поддерживать отечественных производителей и экспортеров, а также компании, которые выходят на рынки с высокотехнологичной продукцией.
Конкуренция не терпит тишины
Очевидно, что в Таможенном союзе придется конкурировать не только бизнесу, но и правительствам. В Москве и Минске вынашивают планы по стимулированию деловой активности. Пока более активно действует российское правительство, которое заявило о том, что в 2010 году через банки-партнеры ВЭБа выделит на поддержку бизнеса 100 млрд рублей (30 млрд долларов).
– Через механизмы гарантийных фондов малый бизнес должен получить еще порядка 80 млрд рублей. Причем акцент в поддержке малого бизнеса должен быть сделан в сторону производственных и инновационных компаний. Добавлю, что в 2009 году объем поддержки малого предпринимательства составил почти 50 млрд рублей, в то время как в 2008 году он был всего 3,5 миллиарда, – заявил премьер-министр Владимир Путин.
Однако Россия отстает от Казахстана в сфере господдержки бизнеса. По словам Путина, еще не проработаны механизмы поддержки российских компаний, в то время как в Казахстане развернулась активная деятельность по реализации госпрограмм. В мае появилось агентство Kaznex Invest, в его обязанность входит продвижение экспортеров на внешних рынках.
В Беларуси также существуют институты, поддерживающие бизнес. В 2008 году в стране заработал Белорусский банк малого бизнеса (ББМБ). Его цель – «поддержка развития малого бизнеса в Республике Беларусь посредством предоставления банковских услуг индивидуальным предпринимателям, небольшим частным фирмам». В I квартале 2010 года Банк ББМБ выдал 467 кредитов на общую сумму 21,72 млрд белорусских рублей (7,2 млн долларов).
Однако привлекает внимание состав учредителей белорусского банка. А здесь числятся Commerzbank AG (Германия), ЕБРР, Международная финансовая корпорация (IFC), Нидерландская компания финансового развития (FMO), ShoreBank International Ltd (США), Swedfund (Швеция). Помогать бизнесу взялись европейские и американские финансисты. А где же правительство?
Потенциал экономики Беларуси большой, особенно в сфере машиностроения, однако страна больше напоминает соседний Узбекистан, где скептически относились к либеральным реформам в экономике и больше уповали на государственный сектор. А это не преминуло отразиться на деловом климате. «Частные инвестиции, как местные, так и иностранные, все еще малы по сравнению с большинством других стран СНГ», – отмечается в последнем докладе ЮНКТАД. Но казахстанским бизнесменам расслабляться не стоит.
– Важно, что инвестиции идут в промышленность, в реальную экономику, в то время как ранее инвесторы работали в основном в торговле, – заявил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский в текущем месяце.
С его словами трудно не согласиться. На днях МВФ и ЕБРР улучшили прогнозы на 2010 год для Беларуси. По оценкам экспертов, ситуация в экономике этой республики идет к выздоровлению, и к концу года рост ВВП достигнет 3–3,5 процента. В первом квартале 2010 года рост ВВП Белоруссии достиг 6,1 процента, что на десятые доли меньше показателей Казахстана. В целом Минск планирует завершить год с 11–13 процентами роста ВВП. Но это смелые ожидания, и, по субъективной оценке, их трудно будет достичь.
У страха глаза велики
Как стало понятно на «круглом столе» в Алматы, кроме конкуренции казахстанский бизнес пугает возможность поглощения. Слиянием и поглощением занимаются те компании, которые имеют недюжинный потенциал роста, большие амбиции и финансовую стабильность. В связи с этим спешим успокоить: в Таможенном союзе не видно «акул капитализма». Глобальный кризис обескровил многие перспективные компании.
По данным портала Mergers.ru, в России «в первом квартале этого года было зафиксировано 154 сделки, что сопоставимо с итогами 2003 года». По итогам 2009 года снижение стоимостного объема рынка слияний и поглощений составляло 51 процент, а в I квартале 2010 года спад к аналогичному периоду прошлого года составил уже 61 процент – до 5,1 млрд долларов.
Во сколько эксперты оценят рынок слияний и поглощений Таможенного союза, пока неизвестно. Но если верить тенденции, он не скоро оживится. Пик его активности приходится на время бурного развития национальных экономик, которого в ближайшие годы не предвидится, поскольку большинство стран проходят фазу выздоровления и стабилизации.
В данный момент расширением бизнеса занимаются крупные компании. Львиная доля сделок в 2009 году в России пришлась на ОАО «Газпром», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Сургутнефтегаз», а это нефтегазовый сектор и другая епархия. Те, кто опасается быть проглоченным на просторах Таможенного союза, не представляют для подобных компаний большого интереса.
Кадры решают все!
Казахстанские бизнесмены оценивают свои перспективы в Таможенном союзе, исходя из собственных возможностей, и в принципе делают правильно. Но при этом они не учитывают, что многое зависит от показателей конкурентоспособности экономики в целом, ее отказоустойчивости и динамичного роста. Достаточно привести в качестве примера реформы в банковском секторе в начале 2000-х годов, которые были признаны одними из лучших на постсоветском пространстве. После них казахстанские банки вышли на рынки России, Украины и еще ряда стран ближнего зарубежья.
С другой стороны, уместно вспомнить Китай. Эта страна продолжает отставать по производительности труда и использованию энергосберегающих технологий от развитых государств. Однако это не помешало китайским бизнесменам растолкать конкурентов на внешних рынках. Для них решающим фактором стали адекватные действия правительства и меры государства по стимулированию деловой активности в стране.
Казахстанское правительство также стремится поддержать бизнес. В 2009 году оно ввело мораторий на проверки субъектов экономики, а в этом году приняло комплексные программы. Но при этом имеются проблемы, связанные с тем, что бремя по поддержке бизнеса ложится на плечи государства.
– Поэтому эффективность госаппарата и правильная стратегия будут ключевыми факторами, которые повлияют на успех реализации этой программы, – сказал вице-премьер – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев.
От профессионализма госслужащих сегодня зависит многое. Они способны как стимулировать деловую активность и вносить свой вклад в укрепление конкурентоспособности Казахстана на внешних рынках, так и выступить сдерживающим фактором.
Марат Мамаев, Литер
Таймлайн
Архив
2013/ Февраль (81)2013/ Январь (87)2012/ Декабрь (119)2012/ Ноябрь (130)2012/ Октябрь (98)2012/ Сентябрь (124)
2012/ Июль (68)2012/ Июнь (274)2012/ Май (379)2012/ Апрель (474)2012/ Март (533)2012/ Февраль (489)2012/ Январь (292)2011/ Декабрь (289)2011/ Ноябрь (95)2011/ Октябрь (422)2011/ Сентябрь (380)2011/ Август (314)2011/ Июль (548)2011/ Июнь (698)2011/ Май (705)2011/ Апрель (705)2011/ Март (649)2011/ Февраль (680)2011/ Январь (563)2010/ Декабрь (680)2010/ Ноябрь (728)2010/ Октябрь (708)2010/ Сентябрь (721)2010/ Август (677)2010/ Июль (648)2010/ Июнь (771)2010/ Май (626)2010/ Апрель (752)2010/ Март (753)2010/ Февраль (899)2010/ Январь (666)2009/ Декабрь (575)2009/ Ноябрь (322)2009/ Октябрь (373)2009/ Сентябрь (477)2009/ Август (342)2009/ Июль (387)2009/ Июнь (540)2009/ Май (529)2009/ Апрель (515)2009/ Март (434)2009/ Февраль (143)2009/ Январь (65)2008/ Декабрь (126)2008/ Ноябрь (145)2008/ Октябрь (199)2008/ Сентябрь (204)2008/ Август (101)2008/ Июль (1521)
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?