![Послали «дочку» за золотом Послали «дочку» за золотом](/uploads/posts/2010-04/thumbs/1270194146_gold.jpg)
Горнорудная нацкомпания «Тау-Кен Самрук» (100%-ная «дочка» ФНБ «Самрук-Казына»), в свою очередь, создала «дочку» для добычи драгметаллов. В условиях растущего мирового спроса на золото эксперты позитивно оценивают такую инициативу, однако некоторые аналитики ставят под сомнение масштабы проекта, считая, что на инвестиции в развитие второго «Казахголда» вряд ли найдутся деньги.
Как сообщил председатель правления «Тау-Кен Самрук» Болат Святов, дочерняя компания будет специализироваться на разведке, добыче и переработке драгоценных металлов. Сейчас, по его словам, пишется соответствующий бизнес-план, определяются проекты, которые будут реализовываться в этом направлении, идет усиленный поиск источника финансирования.
Однако на этом этапе, по прогнозам некоторых экспертов, могут возникнуть трудности. Как отмечает в беседе с «&» независимый аналитик Алексей Галанин, вложения в этот проект предполагают высокие риски для инвесторов. «Участие в компании, скорее всего, будет предлагаться в пуле, то есть во всех проектах одновременно, ведь одни могут быть менее перспективны, чем другие, а объекты в силу их масштаба инфраструктурно связаны между собой, – поясняет аналитик. – Кроме того, всегда есть риск неконтролируемо раздутой сметы». Так, г-н Галанин предполагает, что государству придется самостоятельно финансировать начальные стадии реализации проекта, в которых сконцентрированы основные риски проведения геолого-разведочных работ и создания первичной инфраструктуры. В то же время он сравнивает характер нового проекта «Тау-Кен Самрук» с позицией частного инвестора, когда можно собрать несколько перспективных, но небольших по масштабу проектов, довести до определенной стадии разработки, а потом продать. Сейчас средние и мелкие золоторудные компании, как отмечает аналитик, обладают большим потенциалом для роста стоимости по сравнению с крупными лидерами. «В связи с этим создание и вывод start-up может делаться под дальнейшую перепродажу, – заключает г-н Галанин. – Другого выхода на завершающей стадии проекта я не вижу – его масштабы на государственном уровне слишком малы, и, полагаю, на создание второго «Казахголда» ресурсов может не хватить».
Схожего мнения по этому поводу придерживается и гендиректор ТОО «Golden Mines International» Насим Алиев, считая, что сотрудничество с развитыми, устойчивыми компаниями, имеющими в сфере добычи и переработки драгметаллов безусловную экспертизу, было бы выгодно государству. «Проект под правильным управлением таких инвесторов приносил бы стабильный доход в казну, и при этом государству не нужно вникать во все производственные и коммерческие нюансы отрасли, затрачивать ресурсы на управление проектом своими силами, надо только регулировать процесс», – говорит «&» г-н Алиев.
В целом, как отмечает собеседник, инициатива создания такой компании обусловлена благоприятными условиями на мировом рынке золота. Так, по его данным, в 2009 году годовое потребление золота в мире составило 4090 т против 3860 т годом ранее, а мировые золотые прииски по мере их разработки иссякают. Управляющий директор Mining Capital Ltd. Алмас Кудайберген добавляет, что в декабре прошлого года стоимость золота достигла своего исторического максимума, превысив $1200 за унцию. Однако, несмотря на резкий взлет, ощущается нехватка металла и наблюдается мировой тренд снижения добычи. «Казахстан входит в десятку стран - лидеров по запасам золота, но отстает по производству, – говорит г-н Кудайберген. – Несмотря на высокие цены, из-за отсутствия достаточного финансирования горнорудные компании Казахстана, специализирующиеся на драгметаллах, не увеличили в значительной степени свои показатели, и, возможно, государство будет помогать этим частным предприятиям через создаваемую компанию». Обернется ли такая помощь компаниям регулированием, пока неизвестно. При этом г-н Галанин отмечает, что создание новой компании можно объяснить в том числе, стремлением государства взять на себя функции частного капитала в долгосрочных затратных проектах, развитие которых затрагивает значительную часть смежных отраслей. «Путем участия в таких системообразующих проектах государство может стимулировать региональное развитие, однако по мере улучшения внутреннего экономического климата Казахстана сокращение госучастия или вообще выход госфондов из предприятий закономерен», – резюмировал эксперт.
Яна Задорожная
Источник: Бизнес и Власть