Рекомендуем
×
В Казахстане на данный момент проживает 8,5 млн трудоустроенных граждан, а из них только 6 млн откладывают себе на пенсию. Об этом сообщил глава Министерства труда и социальной защиты населения РК Серик Абденов. Получается, что 2,5 млн занятых пренебрегают пенсионными отчислениями. Читать далее

Государство – партнер, но не дойная корова

30 марта 2010/ Новости » Дайджест/
Государство – партнер, но не дойная короваАкиматам, привыкшим на любые нужды просить денег из бюджета, придется перестроить свою работу и научиться привлекать частные инвестиции. За счет небюджетных денег можно навести порядок и в жилищно-коммунальном секторе. Как привлечь бизнес в такие проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), в интервью «&» рассказал председатель Казахстанского центра ГЧП Болат Смагулов.


– Болат Советович, механизм ГЧП для Казахстана – понятие относительно новое. Как, на ваш взгляд, можно привлечь частный сектор в проекты ГЧП?


– Законодательная база для реализации концессионных проектов сформирована, и те крупные проекты, в которых инициаторами выступили центральные исполнительные органы, сейчас реализуются. Однако в регионах о заметной инициативе как со стороны местной власти, так и со стороны частного бизнеса говорить не приходится. Возможно, из-за того, что акиматы привыкли работать по старинке, проще говоря, просить деньги у бюджета.
ГЧП – это система отношений между бизнесом и государством, которая возникает вокруг каких-то государственных активов или услуг, например школ, больниц, дорог. При этом отношения, ответственность и риски сторон четко фиксируются в договоре. У нас же в стране сложилось довольно своеобразное понимание ГЧП.
Многие путают механизм ГЧП с господдержкой. Так, например, практика реализации проектов с участием государства показала, что основные финансовые риски и финансовые затраты несет государство. Например, при удорожании проекта, что нередко случается, разница покрывается за счет средств бюджета. И этот подход нужно переломить. Здесь развитию механизма ГЧП препятствуют два основных фактора. Первый – острая нехватка в стране квалифицированных кадров, которые понимали бы, что такое проекты ГЧП. Чтобы решить эту проблему, мы привлекаем представителей Всемирного банка, Европейской экономической комиссии ООН, проводим образовательные семинары. Второй фактор, препятствующий развитию механизма ГЧП, – нежелание и незаинтересованность госорганов и бизнеса выполнять все обязательства перед потребителями, так как пока есть возможность уйти от ответственности и зарабатывать легким путем. Поэтому важно в договорных отношениях фиксировать ответственность за неисполнение обязательств. Закон о концессиях предполагает четкую фиксацию ответственности и квалификационный отбор участников. Важно понимать базовый принцип механизма ГЧП – ориентир не на сам процесс, а на конечный результат. Договор между бизнесом и государством позволяет разделить финансовые риски: государство отвечает за инфляцию, валютные изменения, частник – за удорожание проекта.



– Как с помощью механизма ГЧП сделать страну привлекательнее для частных инвесторов?


– Действующее законодательство о концессиях решает в основном вопросы взаимодействия государства и концессионера, но условий для финансового обеспечения проектов не создает. Поэтому одно из ключевых предложений в рамках концепции развития ГЧП – внедрение проектного финансирования. Для этого создадут специальные проектные компании с особым юридическим статусом, которые позволят разместить наши ценные бумаги – инфраструктурные облигации на глобальном рынке. К тому же будут определены и юридически закреплены и переуступлены будущие потоки и право требования к этим активам, что позволит будущим концессионерам уже гарантированно вкладывать средства в наши проекты. Проекты на основе ГЧП рассчитаны на 20-30 лет. За такой долгий период концессионер может разориться, специальные организации позволяют его в случае необходимости заменить. Поэтому мы ожидаем, что казахстанский рынок станет привлекательнее для крупных инвесторов. Соответствующие изменения в закон о концессиях должны внести в первом полугодии.


– Какие основные изменения вносятся?


– Они касаются по преимуществу применения механизма инфраструктурных облигаций – ценных бумаг, обеспеченных поручительством государства. По закону инвестор имеет право на несколько мер господдержки, инфраструктурные облигации - это одна из них. Сейчас концессионеру, для того чтобы получить господдержку, волей-неволей приходится использовать все предусмотренные законом меры. Зачастую бывает, что нужна только часть. Так, например, инфраструктурные облигации оказались мерой непопулярной. Отчасти потому, что есть определенные сложности получения поручительства, размещения облигаций. К тому же сейчас есть небольшие проекты – строительство детских садов, школ, которые не требуют больших средств, и по большому счету концессионер может решить вопрос финансирования за счет заемных средств без привлечения облигаций. В свое время обязательность их получения прописали для того, чтобы привлечь пенсионные фонды, теперь же мера оказалась в большинстве случаев ненужной.


– Каким образом механизм ГЧП будут применять в развитии ЖКХ?


– Основные направления и механизмы развития ЖКХ определены Концепцией модернизации и развития ЖКХ. Здесь основная идея – за счет привлечения внебюджетных источников финансирования и опыта частного сектора обеспечить эффективную эксплуатацию объектов, находящихся в государственной собственности. Сегодня ни для кого не секрет, что вопросы тарифообразования, страхования, управления активами в ЖКХ до конца не отрегулированы. Если будет применяться ГЧП, то в первую очередь будут заключены контракты частного игрока со всеми субъектами рынка. В договоре будет прописан конечный результат и ответственность за его невыполнение. Неважно, как ты убираешь мусор и сколько времени метешь улицу, главное, чтобы улица была чистая. У квазигосударственных предприятий это не прописано. Если произойдет авария, то частник автоматически будет предъявлять санкции, так как он заинтересован в выполнении своих обязательств по договору.
Для того чтобы систематизировать работу по реализации проектов в социальной и жилищно-коммунальной сферах, нужно создать фонд гарантирования реализации проектов ГЧП. Функциями фонда станут гарантирование потребления определенного объема услуг и гарантирование кредитов концессионеров, которые собираются получить заем от фининститута для реализации проекта.



– Будут ли в Казахстане внедряться новые формы ГЧП?


– Да, мы сейчас работаем над этим. Речь идет о контрактном ГЧП, в рамках которого предполагается внедрить такие формы, как «управление и содержание», «эксплуатация и содержание» и «строительство и эксплуатация». Первый вид предполагает сохранение за государством общей ответственности перед потребителями за предоставление услуги. При этом частный сектор будет управлять объектом госсобственности и обслуживать его. «Эксплуатация и содержание» увеличивает коммерческие риски частного сектора, это должно стать стимулом для более эффективной работы. В случае «строительства и эксплуатации» государство ответственно за финансирование в период эксплуатации, а частный сектор выполняет функции по строительству и эксплуатации объекта. С помощью такого механизма мы планируем строить семейные детские сады и мини-центры, которые станут альтернативой государственным учреждениям, в рамках социальной программы «Балапан».




Гаухар Жолдубекова, «Бизнес&Власть»

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?
расширение,
размен,
переезд,
никакой
Архив опросов