В Казахстане семимильными шагами развивается малое и среднее предпринимательство. Однако, чтобы не быть голословными мы решили проанализировать статистику и узнать мнение эксперта.
Дауржан Аугамбай, директор ТОО «Акыл-кенес Консалтинг»
На данный момент государство активно развивает тему по развитию предпринимательства и продвигает эту идею в молодежную среду, как наиболее активную, энергичную и потенциальную, поскольку именно здесь собраны энергия, амбиции и креативность. Государство прекрасно понимает необходимость развитой предпринимательской среды, которая сможет решить ряд проблем, связанных с трудоустройством, созданием новых рабочих мест и производства товаров и услуг, которые займут свою нишу на рынке. В стране наблюдается почти 100%-ная грамотность, которая позволяет людям начать и вести свое дело. Проводятся всевозможные конкурсы, как по телевидению, так и на разных площадках. Но, тем не менее, вопросы остаются. И в первую очередь, следует отметить, что предпринимательство не может получить развитие за короткий период, словно это некий тумблер, который при нажатии кнопки "вкл" позволяет включиться предпринимательскому духу среди населения и выставить несколько проектов, которые приобретут определенный масштаб. Конечно, этого не произойдет, поскольку именно наличие идей и предпринимательского духа порой не хватает среди начинающих предпринимателей. Порой, дело даже не в наличии или отсутствии капитала, а именно в идеях. Если заметили, то большинство проектов связаны либо с интернет-проектами, которые спроектированы под потребительские услуги, либо это проекты, связанные с развлечениями или мелкой торговлей. По сути, сейчас нет взрывных проектов, которые можно было бы назвать действительно уникальными и запоминающимися. И нельзя судить в отсутствии идей наших молодых предпринимателей, поскольку мир вокруг нас уже все за нас все предпринял, почти не оставив поля для маневров. Поэтому преобладающее большинство проектов не несут в себе инновационной или технологической начинки. Государство, конечно, помогает решить эту проблему, выделяя всевозможные гранты и проводя конкурсы на лучшие инновационные проекты. Но видим ли мы результаты этих проектов в магазинах и пользуемся ли мы ими?
В стране существует несколько молодежных движений, которые уделяют внимание развитию предпринимательства среди молодежи. К ним можно отнести, например, SIFE (Students In Free Enterprise - Студенты в свободном предпринимательстве), которое в Казахстане работает с 1996 года, и в которое вовлечены ВУЗы страны. Я сам, будучи студентом, в далеких 2000-2002 годах участвовал в этом движении, представляя свой родной альма-матер (КазНУ им. аль-Фараби) на национальных и международных соревнованиях. Приятно осознавать, что мы были трехкратными чемпионами страны. Тогда мы понимали, что нужно придумывать и реализовывать проекты, которые, к сожалению, не становились долгосрочными и не получали должного развития. Это продолжается и сейчас. Будучи уже адвайзером САЙФ команды ЕНУ в течение трех последних лет я старался сделать формат подготовки проектов более близким к настоящему предпринимательству. К сожалению, проекты остаются не очень сильными, как хотелось бы. И это наблюдается во всех командах не только у нас в стране, но и в большинстве команд из развивающихся стран. Наиболее яркие и действительно креативные проекты наблюдаются у студенческих команд из США и Западной Европы, что действительно подтверждает что, скорее всего, наличие яркого и креативного предпринимательства находится в крови молодого поколения этих стран. Или быть может, нужна особая среда, которая была бы привлекательна для молодых предпринимателей. Или спрос на их продукты предпринимательства. Вопрос остается открытым, поэтому будем дальше смотреть что нужно делать и проводить различные круглые столы и конференции на тему развития молодежного предпринимательства. Сегодня наиболее интересной является инициатива НЭП "Атамекен", которая активно продвигает идеи по развитию предпринимательства в молодежной среде и вовлекает в этот процесс молодых предпринимателей со всех регионов Казахстана, проводя серийные "старт-ап митинги", что позволяет молодым предпринимателям снова собрать свои силы, чтобы проверить конкурентоспособность своих проектов. Считаю, что для того, чтобы укрепить это полезное и интересное начинание, необходимо привлекать бизнес-ангелов из среды состоявшихся и известных предпринимателей в молодежные предпринимательские круги, чтобы они делились опытом и помогали начинающему бизнесу вставать на ноги. Тогда, как и в других профессиях будет наблюдаться своего рода преемственность и дополнительные стимулы и возможности.
В январе-августе 2012 года по сравнению с январем-августом предыдущего года выпуск продукции (в сопоставимых ценах) вырос на 0,1%, количество активных субъектов – на 1,8%, численность занятых – на 3,4%.
Выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства за январь-август 2012 года составил 4561,2 млрд. тенге. В общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей составила 66,5%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 23,6%, юридических лиц малого предпринимательства – 8,8%, юридических лиц среднего предпринимательства – 1,1%.
Айнура Калдыгулова