Алматы. Business Resource. Этот медицинский факт нашел свое подтверждение в исследовании консалтинговой группы Virtis.
Казахстанцы стали меньше покупать лекарств. Если в 2008 году в розничном секторе было реализовано 491 миллион упаковок, то в 2011-м – 383 миллиона. Но и это уменьшившееся количество препаратов обошлось нашим соотечественникам куда дороже: в 2008 году они выложили за лекарства сумму, эквивалентную $793 млн, а в 2011-м – $962 млн.
Лекарства отечественного производства цен не сбивают, поскольку поступают в основном на госпитальный рынок, там их доля составляет 53% в физическом выражении и 12,8% – в стоимостном. На розничном рынке, где нет тендеров и «обязаловки», казахстанские препараты котируются куда ниже, занимая меньше четверти продаж «в натуре» и 7,2% – по стоимости.
Однако не все так просто. Рынок лекарственных препаратов неоднороден, и для того чтобы видеть реальную картину, его надо разбить на два сегмента – рынок оригинальных препаратов и рынок дженериков. Оригинальные препараты продают фирмы-разработчики. Дженерики – «клоны» тех же лекарств, производимые другими компаниями после окончания срока патентной защиты формулы оригинального лекарственного средства, обычно он составляет 5–7 лет.
Оригинальных препаратов в физическом выражении на рынке Казахстана всего 10,9%, но они составляют половину всего объема продаж. И цены на них растут гораздо быстрее. Если в 2003 году упаковка фирменного препарата стоила в среднем 2 евро, то в 2011-м – 6,28 евро. Дженерики дорожают вдвое медленнее, с 80 евроцентов в 2003-м до 1,23 евро в прошлом году.