На курсах «корпоративное управление и лидерство» тренеры познакомили меня с концепцией «голубого океана». Такой «океан» – это новая ниша, в которой нет конкуренции в отличие от «алых океанов», залитых кровью бьющихся между собой компаний.
Эту концепцию хорошо объясняет книга «Стратегия голубого океана» (авторы — Чан Ким и Рене Моборн). И вот спустя буквально несколько дней я получаю от компании NCOC предложение посетить искусственные острова на месторождении Кашаган. Вчера на корабле мы шли по Каспию в направлении островов, и у меня было время почитать книгу. Какую? Ну конечно, нет ничего лучше, чем под шум и раскачивание волн погружаться в «Стратегию голубого океана».
Когда 8 лет назад искусственные острова начали строиться, для работников завозилась из-за рубежа даже картошка. Потому что местные фермеры не могли обеспечить доставку, у них не было грузовиков. А голландцы доставляли рефрижераторами на острова продукты питания, сохраняя их в хорошем состоянии. Были скандалы, в итоге начали создаваться совместные предприятия, в которых зарубежные компании финансировали доставку, а наши — товар.
Но до сих пор на островах очень много заграничного. Даже плавучие гостиницы заказывались за пределами Казахстана. Завозились и некоторые металлические конструкции, что вызывало горячие споры. Когда для Кашагана поступали 28-дюймовые трубы из Италии, было много шума, в том числе и в Мининдустрии, мол, что, мы даже трубы не можем произвести для родного месторождения? Но оказалось, что трубы должны быть не просто стальными, но и сверхпрочными, противостоящими коррозии. И выбор нефтяников опять пал на другие страны. Не говорю уже про автоматизированные системы, датчики и информационные технологии, которыми сейчас оборудуются острова. Ведь из пяти островов только на одном острове, под названием D, будут находиться люди. На остальных островах не будет ни души, нефть будет добываться исключительно автоматизированным образом. И на все эти сложные технологии делался специальный заказ. Не у казахстанских IT-компаний, как вы понимаете. А ведь размах проекта огромный, за годы строительства островов консорциум нефтяных компаний инвестировал в Кашаган более $30 млрд.
И дальше открываются большие перспективы. Из разведанных в Казахстане запасов нефти 75% приходятся на морские месторождения. На суше месторождения истощаются. Так что добыча нефти на море — это прекрасный «голубой океан» для многих казахстанских предпринимателей, начиная с производителей продуктов питания и заканчивая IT-сервисом. И уже есть те, кто в этот «океан» окунулся с головой. Список казахстанских подрядчиков, задействованных на Кашагане, насчитывает 2600 компаний. Есть неизвестные имена, есть знакомые: «Ер Сай», «Белкамит», «Искер». Для всех них проект оказался настоящим Клондайком. Что ни говори, а больших бизнесменов отличает прозорливость — такова реальность. А вы видите свой «голубой океан»?
Следите за мной в твиттере: @OlegKhe