Вокруг Facebook не утихают споры. Акции компании потеряли в цене почти вполовину с момента их выпуска на бирже в мае. В совокупности инвесторы лишились примерно $50 млрд. На прошлой неделе цена бумаг Facebook впервые опустилась ниже $20 за акцию.
Аналитики говорят, что инвесторы недоглядели, что невнимательно смотрели цифры и легко поддались «золотой лихорадке». Но до цифр ли было инвесторам? Среди «счастливых» (хотя кто-то посчитает кавычки неправильными) обладателей акций Facebook много непрофессиональных инвесторов. Для них модная нынче социальная сеть — это фетиш. Я знаю казахстанцев, которые купили по одной акции, повесили дома в рамке и теперь показывают гостям как достопримечательность. И, конечно, они не собираются каждый день следить за котировками и принимать участие в собрании акционеров.
Да даже если Facebook не выдержит конкуренции и рухнет. Она все равно уже компания-легенда. Которая повлияла на мировоззрение человечества. Которая создала новые формы коммуникаций между людьми. Которая является олицетворением американской мечты, когда прозорливый подросток превращается в миллиардера. Так что инвестиции перестают быть просто финансовой операцией. Они несут в себе большой эмоциональный заряд.
Сейчас в мире приживается новое понятие — экономика впечатлений. И это понятие подразумевает, что бизнес должен не просто продавать товары и услуги, но и передавать своим клиентам впечатления и эмоции. Фондовый рынок со всеми своими акциями и облигациями также становится частью этого шоу.
Facebook — показательный пример. Люди хотят гордиться своими покупками, любоваться ими, показывать другим. Более того, покупки должны пробуждать фантазию и желание двигаться к новым высотам. Для этого, собственно, и нужны легенды, которые обрамляют товарный бренд.
Если говорить о казахстанской программе «Народное IPO», то здесь есть над чем подумать. Какие эмоции получает инвестор, скажем, при покупке акций «КазТрансОйла»? Ведь в программу «Народное IPO» приглашаются пассивные инвесторы, которые не будут ежедневно следить за состоянием бизнеса эмитента. Думаю, что таким людям хочется получить впечатление от владения акциями. И тогда акции «КазТрансОйла» должны подаваться как блюдо, аромат которого должен уже разогревать аппетит. Так что для маркетологов здесь много работы.