Рекомендуем
×
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings обновило рейтинговые оценки АО «Казахтелеком». «Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочному рейтингу дефолта эмитента АО Казахтелеком со "Стабильного" на "Негативный" и подтвердило рейтинг на уровне "BB"», - говорится в сообщении на сайте казахстанской фондовой биржи. Читать далее

АЗТМ: рывок вперед

01 февраля 2012/ РБК ЦА/ Автор Елена Тумашова

Машиностроение – один из важнейших секторов мировой экономики. На сегодняшний день на его долю приходится порядка 5% мирового ВВП. Главными производителями являются США, Германия, Япония, Китай. Суммарно они обеспечивают около 60% мирового производства. Самые крупные направления в секторе – автомобилестроение, выпуск бытовой техники, приборостроение. Самые перспективные – те, что связаны с нефтяной и горнодобывающей промышленностями.

Если говорить о Казахстане, то у нас в машиностроении реально работают пара сотен заводов. В мировом понимании совсем не много, особенно если учесть, что в эту цифру входят также предприятия небольшие, но все же именующие себя заводами. Хотя на самом деле смотреть надо не на количество компаний, а на то, что они выпускают и в каком объеме. На машиностроительную отрасль приходится примерно 3% промышленного выпуска республики – мизер, учитывая, что спрос на такую продукцию в стране немаленький: его как раз и обеспечивают добывающие отрасли. Удовлетворяется этот спрос по большей части за счет импорта. Это одна из проблем сектора. Не единственная, конечно. Машиностроение вообще сфера непростая. Сюда очень сложно привлечь инвестиции: когда речь идет о «длинных» деньгах, не каждый потенциальный инвестор готов вступать в разговор. Многие компании не выдерживают конкуренции и закрываются. Именно поэтому государство должно дорожить теми представителями, которые не просто сумели удержаться на плаву, но и активно развиваются. АЗТМ – ведущий игрок на рынке машиностроения – разумеется, входит в их число.

О дальновидности и партнерстве

Во времена Советского Союза Алматинский завод тяжелого машиностроения был стабильно обеспечен заказами: свою продукцию – волочильное оборудование – он поставлял в 32 страны мира, в том числе капиталистические. С распадом большой страны старая система распланировки рухнула, поток заказов прекратился, и завод был вынужден осваивать другие ниши. Именно тогда в его ассортименте появились новые виды продукции. В числе первых это были станки-качалки и приводы штанговых насосов, используемые при добыче «черного золота». Постепенно были взяты на вооружение и другие наименования – для нефтянки, металлургии, энергетики, то есть для тех отраслей, у которых тогда появилась потребность в оборудовании. Этот шаг спас АЗТМ жизнь (благо возможности для маневра были): если бы завод продолжал производить то, что умел, а не то, что стало востребованным, он не избежал бы участи своих не столь дальновидных собратьев. Вместе с тем от своего профиля – станов для изготовления проволоки и труб – он не отказался.

Не отказался и от поставок за рубеж. Интересный факт: в 1946 году АЗТМ перешел на мирное производство (до этого поставлял бомбы, мины, снаряды для фронта) и уже буквально через пять лет стал работать с иностранными заказчиками.

В настоящее время предприятие является, по сути, экспортно ориентированным: 70% его продукции отправляется в ближнее и дальнее зарубежье, в том числе в Японию, Южную Корею, Индию, Турцию и др. Наиболее активно завод сотрудничает с компаниями стран СНГ – украинскими металлургическими комбинатами «Криворожсталь» и «Запорожсталь», узбекским металлургическим комбинатом, таджикским алюминиевым заводом, с несколькими предприятиями Республики Кыргызстан.

Однако основным потребителем была и остается Российская Федерация. Со всеми существующими ныне кабельными и метизными заводами этой страны АЗТМ имеет договорные отношения и поставляет им новое оборудование или запчасти. Очень успешно работает с крупнейшими металлургическими представителями – Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК), Новолипецким металлургическим комбинатом (НЛМК), Ашинским металлургическим заводом, АО «Северсталь». Эти знаменитые на весь мир предприятия стали стратегическими партнерами АЗТМ: он ежегодно выполняет их заказы и на сегодняшний день около 40% своей продукции отправляет именно к ним.

В 2012 году весь мир ожидает нового витка кризиса, и сейчас трудно спрогнозировать, какими окажутся эти месяцы, но завод с оптимизмом смотрит в будущее, потому что имеет очень интересные предложения от своих главных партнеров – российских металлургических гигантов. Сотрудничая с ними, «алматинец» выступает не только в роли поставщика, но и в роли проектировщика основного оборудования, предлагая заказчикам пакет «инженерная мысль плюс исполнение». Первая часть этого пакета – инженерная мысль – самое ценное, что может иметь в наши дни компания, поскольку именно этот актив позволяет предлагать клиентам интересные разработки, которые облегчат и улучшат их работу. В настоящее время в инженерно-техническом центре (ИТЦ) завода трудятся около 60 человек. К слову, для воплощения их «бумажной» работы в жизнь АЗТМ имеет все необходимые цеха и другие компоненты производства. И при этом ни один цех не простаивает без дела – все работают.

Уникальное – рядом

Все те виды продукции, которые были освоены АЗТМ в переходные годы, остались в его ассортименте. Вообще, все, что делает завод, а это – обратите внимание – продукция с высокой добавленной стоимостью, можно разделить на четыре основных блока, т. е. по отраслям: нефтегаз, энергетика, горнорудная отрасль, металлургия. Последняя остается основной в продуктовом портфеле завода, перечень выпускаемых для нее наименований огромен – это все волочильные станы, доменное, коксохимическое, прокатное оборудование.

В этом году АЗТМ сдал покупателю – ЗАО «Ижевский опытно-механический завод» (Удмуртия, РФ) – два волочильных стана для холодной прокатки труб. Для приемки работы в южную столицу Казахстана приехали представители заказчика. Они рассказали, как выполнили свою важную миссию: тщательно осмотрели все части стана, уделив особое внимание электрической составляющей, оценили работоспособность на холостом ходу, проверили комплектацию, а также конструктивные особенности, которые закладывали в техзадание. И остались довольны: это именно то, что они хотели. «В час такие станы выдают от 10 до 30 метров готовой продукции. Ключевое слово здесь – «готовой». «Трубы действительно получаются такой чистоты и точности, что не требуют дополнительной обработки (шлифовки, полировки и т. д.), – поясняет генеральный директор АО «АЗТМ» Жетписбай Едигенов. – И при этом длиной они могут быть до 5(!) м. Никакое другое оборудование не позволяет добиться такого результата, а трубоволочильные станы АЗТМ позволяют». Как пояснил г-н Едигенов, огромное преимущество станов заключается и в том, что в качестве исходников можно использовать заготовки из разных материалов – стали, цветных металлов и их сплавов. Это делает оборудование востребованным во многих отраслях: например, в авиастроении задействуется алюминий, в атомной промышленности катают титан, нефтяники используют нержавеющую сталь и т. д.

Еще один плюс – параметры у разных станов могут варьироваться: покупатели, делая заказ АЗТМ, указывают в техническом задании, что имеют на исходной позиции и что хотят получить на выходе. А инженеры завода, учитывая все эти нюансы, проектируют конкретное оборудование. И так происходит каждый раз. То есть двух одинаковых станов не существует. Вообще, создание стана – процесс долгий и трудоемкий. Занимает он, как правило, девять месяцев – от момента заказа до момента передачи покупателю. Стан получается весьма внушительных размеров: для его транспортировки потребуется три вагона, а для установки – фундамент глубиной 4–5 м.

На волочильных станах делают не только трубы, но и проволоку. Интересное направление, приобретающее сегодня актуальность, – это выпуск линий для производства порошковой проволоки. Практически все крупные металлургические заводы применяют ее для легирования стали: она заменяет собой целые агрегаты, значительно упрощает процесс производства и делает его высокотехнологичным.

Несмотря на огромный спрос, в мире не так много предприятий, которые изготавливают линии для производства такой проволоки. Большая их часть сконцентрировалась в Германии и Китае, в первом случае выпускается слишком «навороченное» оборудование, и стоит оно, соответственно, очень дорого, во втором случае, наоборот, цена низкая, но и оборудование слишком простое. АЗТМ занял промежуточную позицию по этим параметрам. Линию для выпуска порошковой проволоки он освоил 8 лет назад, это совместная разработка с Институтом электросварки им. Е. О. Патона НАН Украины. Было сделано уже несколько поставок готовых линий на российские предприятия, в том числе на Магнитогорский метизно-калибровочный завод и для дочерней компании ОАО «Мечел». 

Планы ведут вперед

АЗТМ гордится своей продукцией, тем, что такое уникальное оборудование, как волочильные станы, с охотой покупают за рубежом. И сетует: местные потребители либо предпочитают дешевые китайские варианты, либо покупают продукцию, сделанную на этих самых станах за границей, и тогда она обходится намного дороже. По крайней мере, именно так происходит в нефтегазовой отрасли. Между тем, если бы те же нефтедобытчики обращали внимание на предложения отечественного рынка, они могли бы увеличить долю казахстанского содержания, выполняя, таким образом, это требование.

Это одна проблема. Другая заключается в следующем: когда завод обращается к представителям отраслей с вопросом, что им нужно, те озвучивают свои пожелания, и оказывается, что такая продукция производится где-то за рубежом, но не в Казахстане, потому что у нас нет для этого технических возможностей. «Отечественная машиностроительная отрасль не избалована инновациями, – говорит Максат Канатбаев, коммерческий директор АО «АЗТМ». – Хотя нам нельзя забывать о том, что рядом есть мощный соперник – Китай, который, невзирая ни на что, все больше и больше вторгается на наш рынок. Для того чтобы успешно конкурировать с соседом, нужны высокие технологии. Нужна модернизация».

При создании стана больше всего времени отводится подготовке электрической части – электродвигателей и составляющих электропривода

АЗТМ чувствует в себе силы, готов взяться за дело и привезти в страну новые технологии, которые и ему самому позволят провести модернизацию. А учитывая тот факт, что завод сегодня имеет возможность поставлять продукцию во все крупные отрасли казахстанской экономики – нефтегазовую, горнорудную, энергетическую, то после модернизации он сможет повести за собой отрасль, внесет существенный вклад в обеспечение пользователей необходимой им продукцией.

Проект модернизации АЗТМ уже получил предварительное одобрение и находится сейчас на рассмотрении в Национальном инновационном фонде (НИФ). Если грант будет получен и преобразование состоится, то завод сможет увеличить объем выпускаемой продукции как минимум на 50–60%. Требуется же для этого $5 млн. Интересно, что предприятие планирует приобрести два станка пятого поколения (такие должны стоять на современных производствах). Эти станки снабжены программным управлением и настолько усовершенствованы, что заменяют собой работу 5–10 старых образцов.

Есть у АЗТМ и другой проект – строительство в промышленной зоне «Алатау» нового завода, где для него уже выделено место. Проект создан по программе ФИИР, сейчас он также находится на рассмотрении в НИФ. На строительство завода отводится 4–5 лет, а окупится он через 12–15 лет. Проект дорогой, и для его реализации требуются инвесторы, но зато он поможет хотя бы отчасти решить проблему спроса. Собственно, для этого он и задумывался.

И напоследок, раз уж мы говорим о планах АЗТМ, расскажем еще об одном интересном и нужном экономике страны проекте, в котором завод очень хочет принять участие. Это организация на его территории производства штампосварных тележек. Такая тележка суть платформа, на которую ставится вагон. Казахстан в настоящее время испытывает острый дефицит данной продукции: вагоны у нас производят (в достаточном ли количестве – это отдельный вопрос), а вот такие «поддоны» – нет. Запуск их производства в стране – блестящее решение. По этому поводу АЗТМ ведет переговоры с национальной компанией «Қазақстан темiр жолы». А вообще, проект этот немецкий и воплощаться в жизнь будет совместно с предприятием из Германии, объем инвестиций в него оценивается в $30–40 млн. В год планируется выпуск 5 тыс. единиц. Но это не предел: дефицит штампосварных тележек испытывает не только Казахстан, но и другие страны СНГ, так что потенциальный рынок сбыта огромен.

Ну что же, пора подвести итоги нашего визита на Алматинский завод тяжелого машиностроения. Мы увидели, что АЗТМ сегодня – это активно развивающееся предприятие, не боящееся перемен и ищущее новые возможности для себя. У завода большие планы на будущее, и это значит, что впереди его ждет много интересной работы, а заказчики смогут рассчитывать на современную высококачественную конкурентоспособную продукцию.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии

Сегодня, 09:43
Ищу заводы бурового (нефтепромыслового )оборудования в Казахстане
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн