Рекомендуем
×
Cоциальные сети стремительно вошли в нашу жизнь. C их помощью ломаются преграды между человеческим общением, и практически любая информация может стать доступной за считаные секунды. Так соцсети выглядят в представлении интернет-пользователей. O том, что кроется по ту сторону такого онлайн-сервиса, на которой можно разглядеть еще и бизнес-составляющую, «&» расспросил представителя пресс-службы социальной сети «Одноклассники» Марию Лапук. Читать далее

«Я знаю пароль, я вижу ориентир»

01 февраля 2012/ РБК ЦА/ Автор Екатерина Корабаева

Казахстан продолжит свое развитие по пути социально-экономической модернизации. Таков основной message нового Послания главы нашего государства. «Социальная модернизация – это центральный вопрос деятельности нового Парламента и правительства, всех ответственных сил Казахстана – партий, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, средств массовой информации, всех патриотов нашей страны. Мы должны объединить все силы на благо Родины. Нам предстоит проделать большую работу. Призываю всех казахстанцев принять самое активное участие в работе по достижению всех обозначенных задач», – призвал президент.

В качестве ключевых направлений развития нашего государства в Послании президента были обозначены совершенствование социальной политики, создание эффективной системы обучения, улучшение кадрового потенциала, повышение качества государственных услуг, модернизация судебной и правоохранительной систем, продолжение реализации индустриально-инновационных проектов и развитие сельского хозяйства. Одним словом, приоритеты расставлены, ориентиры найдены, теперь все зависит от того, как поставленные задачи будут реализовываться на местах.

Однако, по словам руководителя сектора внутренней политики Института политических решений Максима Казначеева, от государственных управленцев ждать каких-то новых креативных идей в реализации президентского Послания не стоит. «Дело в том, что команда, которая будет реализовывать основные задачи, не изменилась, поэтому методика работы будет той же, что и до сих пор. В кабинете министров, среди чиновников регионов, в первую очередь я имею в виду корпус акимов, никаких серьезных изменений не произошло. Некоторые фигуры просто поменялись местами, но не более того», – считает эксперт. К тому же, по его мнению, в случае если подтвердится прогноз экономистов о второй волне кризиса, приоритеты, обозначенные в рамках Послания народу Казахстана, уже к концу года могут быть пересмотрены.

Но это только предположения, а пока мы можем попробовать разобраться с тем, как нам предстоит реализовывать основные задачи, поставленные главой государства перед страной в существующих условиях.

Ветер перемен

Большое внимание стране предстоит уделить совершенствованию социальной политики. Начать решили с содействия трудоустройству. Правительство уже даже утвердило по поручению Нурсултана Назарбаева принципиально новую программу обеспечения занятости. В ней поставлены три важные задачи – создание эффективной системы обучения и содействие в трудоустройстве, развитие предпринимательства на селе, а также повышение мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана. В прошлом году программа была испытана в пилотном проекте с участием почти 60 тыс. человек, теперь правительство должно начать ее масштабную реализацию. Ожидается, что таким образом к 2020 году на качественную работу будут трудоустроены 1,5 млн человек.

Позаботиться государство намерено и о крыше над головами своих граждан. Планируется, что ежегодно в стране будет вводиться по 6 млн квадратных метров нового жилья. При этом в первую очередь будет решаться вопрос об обеспечении новым жильем более полумиллиона молодых семей. В связи с чем необходимо довести ввод арендных жилых площадей до 1 млн квадратных метров.

Особая роль теперь будет отводиться и региональному развитию. Трагедия Жанаозена показала, что такие моногорода наиболее подвержены социальным рискам. Поэтому основной упор в региональной политике будет сделан на развитие точек экономического роста, в связи с чем ожидается строительство новых заводов, появление рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры. Важный аспект региональной политики в Казахстане – повышение качества жизни и благосостояния людей в регионах. 

Приоритеты расставлены, ориентиры найдены, теперь все зависит от того, как поставленные задачи будут реализовываться на местах

Дождались

Особого внимания сегодня также заслуживает вопрос совершенствования пенсионной системы. «Сегодня вкладчики не имеют возможности влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов. Поэтому и относятся к пенсионным отчислениям, как к оброку. А руководство отдельных пенсионных фондов распоряжается ими, как своими собственными, и обслуживает интересы акционеров, нередко покрывая их расходы», – сказал Нурсултан Назарбаев.

В свою очередь председатель правления АО «НПФ «Астана» Андрей Карягин считает, что любой проект развивается в соответствии с теми правилами, которые существуют. Поэтому, если большинство пенсионных фондов не могут показать доходность выше уровня инфляции, значит, существуют системные причины, которые этому препятствуют. В данном случае это правила, регламентирующие инвестиционную политику и требования к собственному капиталу, которые установлены регулятором для пенсионных фондов. Именно правила инвестиционной деятельности, по словам г-на Карягина, не позволяют фондам зарабатывать больше, с другой стороны, негативно влияют неразвитость фондового рынка Казахстана и забюрократизированный порядок реализации государственных ценных бумаг.

«Фактически проблема накопительной пенсионной системы сегодня заключается в той нормативно-правовой базе, по которой приходится работать пенсионным фондам. Это плата за кризисные моменты в мировой экономике, поэтому исправление этих подходов с безусловным введением более динамично работающих моделей управления рисками позволит изменить эту ситуацию», – рассказал Андрей Карягин. По его мнению, если эти правила подправить, о чем

говорил президент, то, скорее всего, Казахстан вернет своей пенсионной системе статус наиболее развитой на постсоветском пространстве, с которой ближайшие соседи будут еще брать пример.

При этом он отмечает, что будущие поправки не должны полностью отменять консервативную политику НПФ, так как пенсионная система прежде всего нацелена на сохранение накоплений на старость, которыми нельзя рисковать. Но одно дело, когда пенсионные фонды покупают заведомо неэффективные ценные бумаги, другое дело, когда пенсионные фонды покупают рейтинговые бумаги с низким уровнем риска, которые тоже приносят пусть не очень большой, но стабильный доход. «Здесь, я думаю, регуляторам необходимо подумать о контроле над политикой управления рисками в НПФ. Другими словами, если риски управляемы, то регулятор должен своими нормами заставлять пенсионные фонды стремиться к тому, чтобы они активно зарабатывали для своих вкладчиков», – считает г-н Карягин. Также глава НПФ «Астана» выразил свою уверенность в том, что вопросы, поставленные президентом, будут решены. Уже внедрен закон о минимизации рисков, который оказывает влияние на рынок в части уменьшения негативных моментов в пенсионной системе, о которых упоминал президент, а правительство и Нацбанк РК серьезно модернизируют законодательную базу работы пенсионных фондов.

Пенсионная система обладает достаточным инвестиционным потенциалом, фонды готовы направить свои активы на финансирование экономики. Вкладчики могут получить хорошую доходность от реализации промышленных и инфраструктурных проектов Казахстана в рамках индустриально-инновационного развития. Тогда пенсионная система сможет работать как на вкладчика, так и на экономику страны.

Возможность, которую нельзя упускать

Глава государства также отметил в своем Послании, что аграрный сектор Казахстана обладает большими экспортными возможностями и высоким потенциалом для внедрения инноваций. Потребность в продовольствии, по словам Нурсултана Назарбаева, с каждым годом в мире будет возрастать. Поэтому эту возможность Казахстану упускать нельзя, и государство продолжит оказывать помощь сельскому хозяйству.

Эксперты тоже считают, что нам удастся достичь позитивных результатов в развитии сельского хозяйства. Однако, как отмечает вице-президент Центра гуманитарно-политической конъюнктуры Талгат Мамираимов, не всегда деньги, направленные на развитие сельского хозяйства, доходят в полном объеме до адресата, что сказывается на реализации данной задачи. Хорошо на развитии отрасли, по мнению эксперта, может сказаться заинтересованность стран – участниц ТС в сельхозпродукции Казахстана. По большей части это касается продукции животноводства и растениеводства. «У нас есть сейчас большой рынок сбыта, который мы получили после вступления в ТС, это может стать стимулом для развития сельского хозяйства нашего государства», – говорит Талгат Мамираимов.

Между тем и здесь есть свои подводные течения. По словам эксперта, проблема упирается в уровень дотаций. Россия добивается в рамках ТС наибольших сельскохозяйственных дотаций для себя, а для Беларуси и Казахстана дотации будут низкими. Тогда мы не сможем дотировать в полном объеме своего сельхозпроизводителя, держа в определенном коридоре цены на сельхозпродукцию. «Россия будет добиваться поставок сельхозпродукции с территории Казахстана и Беларуси по более низким ценам. Но все зависит от уровня двусторонних переговоров в рамках ТС, и вполне возможно, что мы можем добиться определенных послаблений хотя бы в плане животноводческой продукции», – считает г-н Мамираимов. 

Дефицит управленцев

Важнейшей задачей для страны также станет подготовка квалифицированного политического класса управленцев, составляющих основу новой управленческой элиты.

По словам Талгата Мамираимова, именно эта задача из всех поставленных президентом имеет больше всего шансов на успех. Эксперт расценивает ее как создание нового президентского кадрового корпуса.

«По всей видимости, причины создания президентского корпуса заключаются в том, что государство осознало, что в социальном секторе и во многих других сферах страны не все в порядке. В частности, и события в Жанаозене показали, что государственная власть не вполне эффективно работает по разрешению задач социально-экономического развития страны», – говорит Талгат Мамираимов. Также он отметил, что президентский кадровый корпус будет, по всей видимости, формироваться и курироваться администрацией президента.

В свою очередь Максим Казначеев считает, что инициатива президента о формировании президентского кадрового корпуса будет требовать в первую очередь от Агентства по делам госслужбы изменений методик отбора перспективных молодых администраторов-госуправленцев. «Выбирать пока еще не из кого, тот же «Назарбаев-Университет» только начинает свою работу, понятно, что будут вноситься изменения в принципы подготовки кадров в Академии государственной службы при президенте», – считает Максим Казначеев.

Изменения также ожидают судебную и правоохранительную систему. За счет их модернизации должен быть кардинально пересмотрен порядок формирования судейского корпуса. «Начинается изменение внутренних стратегических документов данных ведомств. Если говорить о судебной ветви, то потребуется время на разработку новых методик, стратегий и планов. Практических изменений, я думаю, следует ожидать в среднесрочной перспективе. Такой цели, как добиться результата здесь и сейчас, не стоит», – говорит Максим Казначеев.

Кроме того, в стране продолжатся индустриально-инновационные проекты. По словам главы государства, социальная значимость проектов в рамках индустриально-инновационного развития высока. Эта программа (ФИИР) остается главным ориентиром модернизации экономики. Только в прошлом году введено в эксплуатацию 288 проектов на сумму более 970 млрд тенге. В результате чего было создано более 30 тыс. постоянных рабочих мест. «Мы продолжаем формировать и развивать передовые кластеры нашей экономики. Темпы этой работы не должны снижаться», – сказал Нурсултан Назарбаев.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?
расширение,
размен,
переезд,
никакой
Архив опросов