В научный оборот введен уникальный материал, сохранившийся в специфических условиях и определяющий высокий уровень развития технологических приемов, ремесленного производства и ювелирного дела, а также характеризующий особенности мифоритуального комплекса у древних скотоводов в различных его проявлениях, например, в элементах одежды, атрибутах культа и ритуала, предметах вооружения, деталях конского снаряжения. На основе артефактов из могильника Берел произведена реконструкция парадного убранства коней, сопогребенных с представителями привилегированного воинского сословия. На основе сбора, типологии, классификации, систематизации полученного материала выявлены морфологические особенности предметов, стилистические приемы, прослежены логические связи и цепочки в элементах ритуально-погребальной практики, отраженной в конструктивном компоненте комплекса – в сопроводительном захоронении коней. Исключительный интерес представляют массивные трехмерные бляхи, которые обычно, размещались на ремнях парадного убранства коней, маркируя узловые элементы.
Горизонтальная часть этих блях одинаково содержит изображения, как фантастических животных, так и реальных представителей фаунистического комплекса Казахского Алтая.
В основе этих бляшек звериного стиля было взято округленность форм, все линии плавные. Замечается отсутствие острых углов. Неповторимая и интересная стилизация животных, без добавления орнаментации. В каждой стилизации встречаются элементы идеального круга: это может быть и завивающийся кончик хвостика кошачьих, рога барана и часть ветвистых рогов оленя, а так же идеально круглые глаза в некоторых артефактов. Дублирование линий используется для показания текстуры шерсти (крыльев) животного.
Наряду с высокохудожественными изображениями животных, воплощенных в дереве, в материалах берельских курганов присутствуют произведения величайших мастеров, запечатленные в привычном для кочевника материале – войлоке, а также в шерстяных нитях, из которых создавались истинные шедевры древнего искусства – аппликации из анималистических образов, растительных и зооморфных мотивов. Особый интерес представляют миниатюрные деревянные, покрытые золотой фольгой скульптуры сфинксов – фантастических существ с телом кошачьего хищника и человеческим ликом. Головы сфинксов увенчаны рогатыми коронами.
Поскольку погребения были ограблены, трудно установить первоначальное предназначение этих скульптур, возможно, они являются составным элементом костюма, например, могли украшать головной убор. Совершенно новым в коллекции берельских курганов является фигура крылатого коня в рогатой маске, изготовленная, вероятно, из шерстяных нитей при помощи специального приспособления наподобие крючка. Сочетание высочайшей технологии изготовления, оригинальная трактовка излюбленного образа и выбор цветовой гаммы придают этому произведению особую привлекательность. С некоторыми мифопоэтическими представлениями тесно переплетается, видимо, цветовая символика-сочетание красного, белого и золотистого оттенков, присутствующих почти во всех изделиях как декоративно-прикладного, так и культово-магического назначения.