24 Октября 2013

Газета бизнес & власть


Кривая схема

Система косвенных выборов акимов дискредитирует саму идею местного самоуправления. Гражданам страны, которые давно уже выбирают главу государства и депутатов в парламент, почему-то не доверяют напрямую выбрать себе акимов. Только косвенным путем – через депутатов маслихата.

На днях президент Казахстана утвердил правила проведения выборов районных и сельских акимов. Но там будет действовать косвенное избирательное право, иными словами, говорить об обещанном нам самоуправлении не приходится. «Предлагаемые правила выборности акимов абсолютно кривые. Если эти правила не поменять, то к концу года мы будем иметь якобы выбранных акимов. Очевидно, что политическая элита боится потерять власть на местах»,— отмечает в интервью «&» вице-президент общественного фонда «Абай-акпарат» Айдос Сарым. Поэтому-то, по его словам, и была придумана такая система, которая людям ничего не дает. «А ведь есть традиции местного самоуправления, которые сохранились в истории. На уровне села, аула были свои бии и аксакалы, и они пользовались авторитетом среди земляков. Достаточно вернуться к этим традициям выборности. Когда на человека давит большая история, то ответственность у него становится совершенно иной. Это ответ на вопрос: как воспитать патриотов?» — делится своим мнением эксперт.

Поддерживает коллегу и политолог Мухтар Тайжан. «Система государственного управления, строящаяся на демократии, свободе слова, независимой судебной системе, не является для казахов чужеродным понятием. Наоборот, собственным. У нас все это в нашей истории было»,— отмечает он.

Несмотря на давние разговоры о местном самоуправлении, власти крайне непродуманно подошли к этому вопросу. До сих пор нет понимания того, как технически организовать эффективное взаимодействие вышестоящих органов власти и органов местного самоуправления. Как, например, выбранным акимам обеспечить свою независимость? «Здесь во главу угла ставится проблема экономической самодостаточности этих структур и перераспределения бюджетных потоков», — заостряет внимание руководитель сектора внутренней политики Института политических решений Максим Казначеев.

По словам эксперта, для того чтобы говорить о введении местного самоуправления, нам сначала необходимо ввести такое юридическое понятие, как муниципалитеты. «У нас же вся эта работа не была выполнена. И как итог — практика внедрения местного самоуправления была спущена на тормозах и не реализована. К тому же нужно понимать, что самостоятельность, на которую мы все рассчитываем, очень ограничена как административными полномочиями, так и бюджетами»,— поясняет Максим Казначеев.

А между тем эффективная система прямых выборов может стать важным шагом на пути построения гражданского общества. В частности, она способствовала бы развитию неправительственного сектора, повышению роли НПО. Так, например, директор по развитию гражданского общества фонда «Сорос-Казахстан» Бота Аязбаева считает, что гражданское общество должно играть более значимую роль в стране, в том числе выступая независимыми наблюдателями на выборах. По ее мнению, именно тогда в целом будет повышаться политическая активность в стране. «Пока же люди, даже образованные и просвещенные, стоят на позиции «зачем мне ходить на выборы, если от меня ничего не зависит?». Но если не я, не ты, то кто же?»— задается вопросом г-жа Аязбаева.

Понятно, что местное самоуправление должно опираться на профессиональные кадры, иначе у людей возникает логичный вопрос: а из кого нам выбирать? В этом плане отрадно отметить, что частные вузы занялись подготовкой профессиональных управленцев для госсектора. Причем Международная академия бизнеса сделала ставку на подготовку управленцев именно для регионов.

& О подготовке профессиональных управленцев в госсекторе

Директор Школы государственной и общественной политики Гульмира Курганбаева:

«В госсекторе важно усиливать прозрачность, разработать профессиональную модель компетенций, систему оценки эффективности госслужащих. В бизнесе этот технократический инструментарий давно работает – те же KPI. Почему же в госсекторе этого нет? Поэтому мы и решили создать Школу государственной и общественной политики при международной академии бизнеса, чтобы знания бизнеса переносить в госсектор. У нас было два крупных пилотных проекта – мы внедряли знания менеджмента в образовательном секторе и здравоохранении. Спрос, как выяснилось, огромный. Ряд вузов сразу заключил с МАБ соглашения о внедрении системы управления в крупнейшие университеты Казахстана.

Министерство здравоохранения направило к нам группу из 25 человек на обучение, интерес у государственных медицинских организаций просто колоссальный. Их руководители говорят конкретно: нам нужны знания по управлению проектами и стратегическому развитию, мы хотим формировать новое мышление у наших государственных служащих. Подготовкой госслужащих уже сейчас занимаются Академия государственного управления и Назарбаев Университет. Это говорит о том, что государство готово к усилению менеджмента, чтобы на местах и в центральные органы власти приходили профессионалы. Потребность в них исчисляется десятками тысяч человек. К нам сейчас обратились областные акиматы, которые просят дать знания по управлению инновационными проектами, привлечению инвестиций. В целом мы хотим готовить управленцев для социального сектора – государственного, образовательного, здравоохранительного, гражданского и СМИ. В каждом из них нужны новые руководители, новые лидеры. Государство не может быстро идти вперед, если бизнес у себя развивает менеджмент, а качество управления в государственном и социальном секторах сильно отстает. Возникает диссонанс».


Кривая схема

    Оставьте комментарий

    (Обязательно)
    (Обязательно)