24 Октября 2013

Газета бизнес & власть


Реальные деньги виртуального мира

Несмотря на рост e-коммерции в нашей стране, часть прибыли, генерируемой за счет интернет-покупок, минует отечественную экономику. Деньги казахстанских потребителей течением интернет-морей традиционно уносит к дальним берегам. Их онлайн-магазины пока больше по душе нашим гражданам. Так, за прошлый год из $1,5 млрд, которые были потрачены казахстанцами по карточкам в интернет-магазинах, только $80 млн остались в Казахстане. Остальные деньги, по словам генерального менеджера Processing.kz Константина Горожанкина, ушли в такие зарубежные интернет-магазины, как Taobao, еВay, Аmazon, Apple и т.д.

Иными словами, у людей на самом деле есть деньги и они готовы их тратить в Интернете, но нет предложения внутри страны, так как ассортимент товаров и услуг расширяется очень медленно. «Из года в год расклад по потреблению в отечественных интернет-магазинах, в принципе, не сильно меняется, и Казахстан в этом плане не сильно отличается от той же России. Основная масса людей больше всего покупает одежду, на втором месте гаджеты, на третьем — товары для дома и бытовая техника. Если рассматривать услуги, то на первом месте оплата сотовой связи, на втором — ж/д и авиабилеты, дальше идут билеты в кино и на концерты», — говорит Константин Горожанкин.

Справедливости ради он добавляет, что среди новых интернет-услуг можно отметить покупку билетов в кино, театр и на концерты. «Люди очень активно восприняли этот вид сервиса, и, само собой, здесь пока рано ждать конкурентов из-за рубежа. За год работы казахстанских сервисов в этом сегменте было продано порядка 60 тыс. билетов. Это, на мой взгляд, очень хороший результат. Кроме того, весной 2013 года появились некоторые интернет-аптеки, чего раньше в Казнете не было. Сейчас у них порядка 20 заказов в день, что, в принципе, неплохо для начинающего бизнеса»,— рассказывает в своем интервью «&» г-н Горожанкин.По его словам, чтобы перетянуть на себя часть денежных потоков, которые уходят за рубеж, основные игроки рынка стали не смотреть на ниши каких-то отдельных интернет-магазинов, а бороться за право запустить первый казахстанский гипермаркет наподобие Аmazon. «Я вижу, что сегодня 5-6 команд работают над тем, чтобы сделать это до конца года. Но все будет зависеть, как обычно, от конкретных персоналий. Взлетит только один из этих проектов, в лучшем случае — два. Остальные инвесторы просто потеряют деньги. Таковы законы интернет-бизнеса — здесь не может быть много игроков в одной нише, постепенно все поглощает лидер рынка. Поэтому, на мой взгляд, ключевым будет не количество привлеченных денег в проект, а качество конкретных менеджеров и насколько они смогут стать командой», — подметил эксперт.

Одна из таких команд работает под руководством директора холдинга Chocofamily Рамиля Мухоряпова. Он и поделился с «&», с какими проблемами они столкнулись, замахнувшись на первый в Казахстане онлайн-гипермаркет. В первую очередь, по его словам, им не дают развиваться слабо автоматизированные поставщики. «Например, часто поставщик заявляет о наличии товара, но в момент совершения клиентом покупки этот товар уже может быть выкуплен другим. То есть, оформляя заказ клиента, интернет-магазин думает, что товар этот есть у поставщика, но когда заходит вопрос о доставке этого товара, поставщики могут сказать, что на складе товара уже нет и информация, которой обладал интернет-магазин, уже устарела. Виной тому отсутствие прямого подключения поставщика к автоматизированной информации об остатках на своих складах», — рассказывает г-н Мухоряпов. По приведенным им данным, когда в декабре 2012 года запускалось тестовое решение Chocolife.me, доставляемость заказов была равна 50%. И только сейчас, приложив большие усилия, компания повысила данный показатель

примерно до 92%. «Тогда мы не были до конца готовы к этому открытию. Но теперь знаем, как обеспечить доставку заказов в 97-98% случаев», — говорит г-н Мухоряпов. Второй проблемный момент, по его словам, — это слабые курьерские службы в нашей стране. «В Казахстане сейчас фактически отсутствует курьерская служба, которая взяла бы на себя ответственность доставлять товары четко в те сроки, которые она обещает. Сегодня же, если контрольный срок по доставке посылки — 2-3 дня, она придет только через 4-5 дней. То же самое касается логистики. Причиной тому большие расстояния. Представляете, что такое отправить холодильник в Актау? По себестоимости доставка до Актау может составить $100. Дальше, если что-то произойдет, например, они его поцарапают и клиент откажется от покупки, вы должны будете за свой счет обеспечить обратную доставку. То есть мы, вместо того чтобы заработать, например, 3000 или 5000 тенге, потеряем $200», — делится глава Chocofamily.  Кроме того, по его словам, нельзя забывать о слабом доверии покупателей к интернет-магазинам. Люди до сих пор предпочитают платить по факту доставки заказа, т.е. самому курьеру, что сказывается на нехватке оборотных средств интернет-магазинов. «Представьте тот же самый холодильник. Его стоимость, скажем, $700-1000. Если вы отправляете 10 холодильников в Актау и еще в другие города, то вы должны купить эти холодильники и отдать $10 тыс. за покупку. А от покупателя эти деньги курьер получит через 5-7 дней, которые длится доставка. Далее, пока курьер придет с деньгами в отделение Казпочты, пройдет еще 3-4 дня. А вот если бы оплата была перечислена на кредитную карту, то деньги были бы на счету через 1-2 дня, и в оборот нужно было бы вкладывать гораздо меньше», — говорит г-н Мухоряпов.

Автор: Рабига Абдикеримова 

 


Реальные деньги виртуального мира

    Оставьте комментарий

    (Обязательно)
    (Обязательно)