23.12.2011, 17:39
Большая перемена
Банковская система независимого Казахстана вскоре отметит свое 20-летие. Как происходил процесс ее становления и развития?
Первые банки в Казахстане получали лицензию в 1989 году от Госбанка СССР, т.е. у нас первые коммерческие банки открылись еще при Советском Союзе. И в этом смысле нашей банковской системе уже больше 20 лет. Основное изменение произошло, когда был принят новый Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» в 1995 году. В то время у нас произошла консолидация банковской системы. Если в начале 90-х годов было выдано 238 лицензий на осуществление банковской деятельности, то в дальнейшем количество банков сократилось. Потом, правда, опять немного увеличилось, но сейчас у нас в стране свою деятельность осуществляют 39 БВУ.
Так, та работа, которая была проведена в рамках консолидации банковской системы и перехода на международные стандарты надзора и финансовой отчетности, сыграла крайне важную роль в становлении и развитии отечественной банковской системы.
К тому же надо отметить, что наша банковская система всегда была открыта для иностранного участия. Даже сейчас у нас из 39 банков 21 является либо дочерней организацией иностранных финансовых институтов, либо контролируется иностранцами. Поэтому в Казахстане всегда был высокий уровень конкуренции.
Сравнивая опыт Казахстана с опытом развития банковских систем других стран, скажите, что отличает эти системы?
Несмотря на схожие модели развития, путь становления банковской модели Казахстана отличается от опыта других стран, включая Германию, Францию, США и Россию. Говоря о принципиальных отличиях, можно отметить, что до начала кризиса у нас доминирующую роль играли казахстанские частные банки, а число государственных банков было минимальным. На долю иностранных банков тоже приходилось не так много, менее 10%.
Но кризис внес свои коррективы, государство вынуждено было войти в капитал трех банков, и количество иностранных банков тоже увеличилось. На самом деле примеров более или менее развитых банковских систем, где ни государственные банки, ни иностранные банки не играли бы большой роли, в постсоветских странах нет. Поэтому мы и считаем, что, когда кризис закончится, государство в лице «Самрук-Казыны» должно постепенно выйти из капитала коммерческих банков. Также мы первые перешли на международные стандарты надзора и финотчетности среди стран СНГ. Нас отличает и уровень нашей открытости.
Если заглянуть в будущее, какая задача будет стоять перед банковским сектором через 5-10 лет?
В среднесрочном периоде одной из приоритетных задач, стоящих перед казахстанским банковским сектором и Национальным банком РК, будет являться очищение кредитных портфелей банков от неработающих активов, доля которых в совокупном ссудном портфеле банков на 1 октября текущего года составляет 36,6%. В этих целях Национальным банком одобрена концепция улучшения качества активов БВУ. В рамках этого уже принимается ряд мер, в том числе по созданию специальных фондов проблемных кредитов, предполагающих выкуп проблемных активов у коммерческих банков. Ключевые же вопросы на предстоящие пять лет должны будут затронуть развитие банковской системы после завершения кризиса, когда уже окончательно определится доля иностранных банков и степень участия государства в банковском секторе. Плюс ко всему прочему нас ожидает вступление в ВТО, вследствие чего может усилиться конкуренция с западными банками, причем не сразу, а после переходного периода, который составляет порядка 6 лет. После этого западные банки смогут создавать филиалы на территории нашей страны. Кроме того, в рамках создания ЕЭП предусмотрено функционирование с 2020 года единого финансового рынка между Россией, Беларусью и Казахстаном. То есть через некоторое время казахстанская компания сможет работать на территории России без получения специальной лицензии или создания дочерней компании. И, соответственно, по такой же схеме российский банк сможет работать на нашей территории. Таким образом, уровень конкуренции еще больше повысится.
Какие вехи в развитии отечественной пенсионной системы вы могли бы отметить?
Это 1998 год, когда была создана накопительная пенсионная система. Указанная система стала важной составной частью финансового сектора и социальной сферы, не имеющей аналогов на постсоветском пространстве. Мы осуществляли переход на накопительную пенсионную систему параллельно с такими странами, как Венгрия и Польша, которые, к сожалению, практически свернули накопительную часть в своих пенсионных системах в сторону увеличения солидарной. По нашему мнению, пенсионная система должна содержать как накопительную, так и солидарную части.
К тому же мы считаем, что доля корпоративного сектора, то есть те взносы, которые должны перечислять работодатели, может быть увеличена. Поэтому мы выступаем за то, чтобы корпоративные взносы, которые являются сейчас, по сути, добровольными и которые получают всего несколько тысяч человек от своих работодателей на каких-то производствах, стали обязательными.
Иными словами, речь идет о развитии пятиуровневой пенсионной системы, которая предусматривала обязательную накопительную, добровольную, корпоративную и солидарную части, а также демогранты (пособие по старости).
К сожалению, в то время как отечественный фондовый рынок страдает от нехватки качественных инструментов, многие крупные казахстанские компании предпочитают выходить на международные площадки. Какое решение данной дилеммы вы видите?
Эта дилемма обсуждается на протяжении пятнадцати лет. Конечно, мы были бы больше заинтересованы в том, чтобы наши крупные компании не только проходили здесь листинг, но и торговали основной частью своих ценных бумаг.
Сейчас очень большие надежды мы возлагаем на программу «Народное IPO», которая, возможно, изменит ситуацию на отечественном фондовом рынке. Те же самые банки и пенсионные фонды имеют избыточную ликвидность, и, если бы такие ценные бумаги были им доступны, у нас была бы совершенно другая картина.
Пока же еще и общий фон достаточно сложный: мировые фондовые рынки, за исключением американских, с начала года упали. Сейчас уговаривать людей покупать ценные бумаги (не важно, казахстанские или иностранные), понимая, что они, возможно, еще будут дешеветь, пока не урегулирована ситуация в Европе и не решен ряд проблем в США, никто не возьмется. Сложная ситуация развитых стран в первую очередь отражается на фондовом рынке, поэтому сегодня очень сложно давать людям рекомендации по покупке акций. На мой взгляд, это является главной причиной, по которой программа «Народное IPO» откладывается.
Если говорить в целом о финансовом рынке, как вы оцениваете текущую ситуацию?
В целом на макроуровне ситуация для Казахстана очень даже благоприятная, спокойная. Цены на экспортируемое сырье высокие. Причем если взять зерно, то там и цены высокие — $240 за тонну, и урожай очень богатый. Ситуация по платежному балансу тоже благоприятная. Курс национальной валюты стабильный, рост экономики равен 7%, инфляция за последние 12 месяцев составила 7,8%, что в пределах того коридора, который мы и прогнозировали. Но есть много переживаний и страхов, связанных с той ситуацией, которую мы видим в Европе, в Америке и отчасти в Японии. Люди смотрят на развитые страны и опасаются, что это может как-то отразиться на Казахстане. Прежде всего, эти проблемы отражаются на фондовых рынках развитых стран. А на нас это все только теоретически может повлиять в случае резкого падения цен на экспортируемое из Казахстана сырье, как это было в четвертом квартале 2008 года.
Несмотря на то что данная сложная ситуация в развитых странах длится достаточно долгое время, сейчас реализуется такой сценарий, что их проблемы на нашу экономику не трансформируются. Цены на сырье остаются высокими. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы европейские проблемы были разрешены, тогда рынки успокоятся, и я думаю, что все спокойно посмотрят на макропоказатели и убедятся в том, что в Казахстане все в порядке. Даже S&P приняло решение о повышении суверенного рейтинга Казахстана. А ведь S&P подобные решения о повышении рейтингов в этом году практически не принимало. В основном были факты понижения рейтинга, как в случае с США летом этого года. Поэтому у нас в стране в целом ситуация спокойная и стабильная.
Как будет производиться координация валютной политики между Россией, Беларусью и Казахстаном в рамках ЕЭП? Какие шаги будут сделаны в данном направлении? На ваш взгляд, что будет способствовать формированию внятной единой валютной политики между нашими государствами?
Координация валютной политики между государствами — участниками ЕЭП будет осуществляться в рамках Соглашения о согласованных принципах валютной политики, которое нацелено на углубление экономической интеграции, развитие сотрудничества в валютно-финансовой сфере. Это еще один шаг на пути к свободному движению товаров, услуг и капитала на территории государств — участников ЕЭП.
В целом скоординированные действия центральных банков на валютном рынке в рамках ЕЭП направлены на повышение роли национальных валют государств — участников ЕЭП. Для целей проведения согласованной валютной политики будут приниматься меры по созданию условий для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах, для конвертируемости национальных валют без ограничений по текущим и капитальным статьям платежного баланса, для проведения взаимных расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности в национальных валютах государств — участников ЕЭП.
Вместе с тем говорить о полной координации действий преждевременно, поскольку глубина внутренних валютных рынков государств — участников ЕЭП значительно отличается. Формирование обменных курсов национальных валют происходит под воздействием различных внутренних и внешних факторов, и, соответственно, механизм реализации валютных политик в государствах — участниках ЕЭП значительно отличается. В этой связи координация действий центральных банков будет осуществляться с учетом экономических особенностей каждого из государств — участников Единого экономического пространства.
В рамках Соглашения о согласованных принципах валютной политики ведутся работы по согласованию международных договоров по конкретизации и детализации положений указанного соглашения. В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры по подготовке к подписанию указанных договоров.
Как вы оцениваете темпы продвижения наших государств к валютной интеграции в рамках ЕЭП?
Необходимо отметить, что сроки реализации соглашений, формирующих ЕЭП, и Соглашения о согласованных принципах валютной политики в частности строго регламентированы и утверждены соответствующим Планом мероприятий. Таким образом, процессы валютной интеграции в рамках ЕЭП продвигаются согласно предусмотренным срокам.
Что вы можете сказать о перспективах создания валютного союза как логического продолжения Единого экономического союза, соглашение о котором было принято не так давно? Поддерживаете ли вы мнение главы нашего государства, что в Евразийском экономическом союзе должна быть введена совершенно новая единая валюта, отличная от рубля?
Безусловно, в качестве единой валюты должна выступать не одна из существующих ныне, а новая, наднациональная валюта.
В целом введение единой валюты будет наивысшей степенью интеграции стран — участниц союза. Процесс создания наднациональной расчетно-платежной единицы позволит выстроить прозрачную, понятную всем глобальную финансовую систему, что способствует укреплению перспективы будущего экономического развития. При введении наднациональной валюты все страны валютного союза будут иметь равные права и преимущества, а различные страновые и геополитические риски уменьшатся.
Кроме того, переход на единую валюту позволит упростить взаимные расчеты между нашими странами, а также минимизировать расходы участников экономической деятельности, повысив их конкурентоспособность.
Вместе с тем необходимо отметить, что обязательным условием единого валютного союза является сближение стран-участниц в экономическом плане, в том числе в проведении единой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Это позволяет полагать, что впереди еще весьма длительный и многоступенчатый процесс выравнивания экономического развития участников союза.
Таким образом, объявление единого валютного пространства включает в себя ряд ключевых экономических условий, которые пока не наблюдаются, и будет являться следствием длительных экономических изменений в странах — участницах союза. В то же время валютный союз будет пиковой стадией интеграции наших стран, и его создание можно считать вопросом перспективы.
Тамилла Шапиева,
Екатерина Корабаева
Tweet
Другие новости по теме:
– Центробанки стран ЕврАзЭС одобрили проект соглашения по валютной политике - 01.12.2010
– Мажилис одобрил ратификацию соглашения о согласованных принципах валютной политики - 13.04.2011
– Казахстан ратифицировал соглашение о согласованных принципах валютной политики - 25.05.2011
– Парламент одобрил соглашение о согласованных принципах валютной политики - 05.05.2011
– Парламент одобрил соглашение о согласованных принципах валютной политики - 05.05.2011
Банковская система независимого Казахстана вскоре отметит свое 20-летие. Как происходил процесс ее становления и развития?
Первые банки в Казахстане получали лицензию в 1989 году от Госбанка СССР, т.е. у нас первые коммерческие банки открылись еще при Советском Союзе. И в этом смысле нашей банковской системе уже больше 20 лет. Основное изменение произошло, когда был принят новый Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» в 1995 году. В то время у нас произошла консолидация банковской системы. Если в начале 90-х годов было выдано 238 лицензий на осуществление банковской деятельности, то в дальнейшем количество банков сократилось. Потом, правда, опять немного увеличилось, но сейчас у нас в стране свою деятельность осуществляют 39 БВУ.
Так, та работа, которая была проведена в рамках консолидации банковской системы и перехода на международные стандарты надзора и финансовой отчетности, сыграла крайне важную роль в становлении и развитии отечественной банковской системы.
К тому же надо отметить, что наша банковская система всегда была открыта для иностранного участия. Даже сейчас у нас из 39 банков 21 является либо дочерней организацией иностранных финансовых институтов, либо контролируется иностранцами. Поэтому в Казахстане всегда был высокий уровень конкуренции.
Сравнивая опыт Казахстана с опытом развития банковских систем других стран, скажите, что отличает эти системы?
Несмотря на схожие модели развития, путь становления банковской модели Казахстана отличается от опыта других стран, включая Германию, Францию, США и Россию. Говоря о принципиальных отличиях, можно отметить, что до начала кризиса у нас доминирующую роль играли казахстанские частные банки, а число государственных банков было минимальным. На долю иностранных банков тоже приходилось не так много, менее 10%.
Но кризис внес свои коррективы, государство вынуждено было войти в капитал трех банков, и количество иностранных банков тоже увеличилось. На самом деле примеров более или менее развитых банковских систем, где ни государственные банки, ни иностранные банки не играли бы большой роли, в постсоветских странах нет. Поэтому мы и считаем, что, когда кризис закончится, государство в лице «Самрук-Казыны» должно постепенно выйти из капитала коммерческих банков. Также мы первые перешли на международные стандарты надзора и финотчетности среди стран СНГ. Нас отличает и уровень нашей открытости.
Если заглянуть в будущее, какая задача будет стоять перед банковским сектором через 5-10 лет?
В среднесрочном периоде одной из приоритетных задач, стоящих перед казахстанским банковским сектором и Национальным банком РК, будет являться очищение кредитных портфелей банков от неработающих активов, доля которых в совокупном ссудном портфеле банков на 1 октября текущего года составляет 36,6%. В этих целях Национальным банком одобрена концепция улучшения качества активов БВУ. В рамках этого уже принимается ряд мер, в том числе по созданию специальных фондов проблемных кредитов, предполагающих выкуп проблемных активов у коммерческих банков. Ключевые же вопросы на предстоящие пять лет должны будут затронуть развитие банковской системы после завершения кризиса, когда уже окончательно определится доля иностранных банков и степень участия государства в банковском секторе. Плюс ко всему прочему нас ожидает вступление в ВТО, вследствие чего может усилиться конкуренция с западными банками, причем не сразу, а после переходного периода, который составляет порядка 6 лет. После этого западные банки смогут создавать филиалы на территории нашей страны. Кроме того, в рамках создания ЕЭП предусмотрено функционирование с 2020 года единого финансового рынка между Россией, Беларусью и Казахстаном. То есть через некоторое время казахстанская компания сможет работать на территории России без получения специальной лицензии или создания дочерней компании. И, соответственно, по такой же схеме российский банк сможет работать на нашей территории. Таким образом, уровень конкуренции еще больше повысится.
Какие вехи в развитии отечественной пенсионной системы вы могли бы отметить?
Это 1998 год, когда была создана накопительная пенсионная система. Указанная система стала важной составной частью финансового сектора и социальной сферы, не имеющей аналогов на постсоветском пространстве. Мы осуществляли переход на накопительную пенсионную систему параллельно с такими странами, как Венгрия и Польша, которые, к сожалению, практически свернули накопительную часть в своих пенсионных системах в сторону увеличения солидарной. По нашему мнению, пенсионная система должна содержать как накопительную, так и солидарную части.
К тому же мы считаем, что доля корпоративного сектора, то есть те взносы, которые должны перечислять работодатели, может быть увеличена. Поэтому мы выступаем за то, чтобы корпоративные взносы, которые являются сейчас, по сути, добровольными и которые получают всего несколько тысяч человек от своих работодателей на каких-то производствах, стали обязательными.
Иными словами, речь идет о развитии пятиуровневой пенсионной системы, которая предусматривала обязательную накопительную, добровольную, корпоративную и солидарную части, а также демогранты (пособие по старости).
К сожалению, в то время как отечественный фондовый рынок страдает от нехватки качественных инструментов, многие крупные казахстанские компании предпочитают выходить на международные площадки. Какое решение данной дилеммы вы видите?
Эта дилемма обсуждается на протяжении пятнадцати лет. Конечно, мы были бы больше заинтересованы в том, чтобы наши крупные компании не только проходили здесь листинг, но и торговали основной частью своих ценных бумаг.
Сейчас очень большие надежды мы возлагаем на программу «Народное IPO», которая, возможно, изменит ситуацию на отечественном фондовом рынке. Те же самые банки и пенсионные фонды имеют избыточную ликвидность, и, если бы такие ценные бумаги были им доступны, у нас была бы совершенно другая картина.
Пока же еще и общий фон достаточно сложный: мировые фондовые рынки, за исключением американских, с начала года упали. Сейчас уговаривать людей покупать ценные бумаги (не важно, казахстанские или иностранные), понимая, что они, возможно, еще будут дешеветь, пока не урегулирована ситуация в Европе и не решен ряд проблем в США, никто не возьмется. Сложная ситуация развитых стран в первую очередь отражается на фондовом рынке, поэтому сегодня очень сложно давать людям рекомендации по покупке акций. На мой взгляд, это является главной причиной, по которой программа «Народное IPO» откладывается.
Если говорить в целом о финансовом рынке, как вы оцениваете текущую ситуацию?
В целом на макроуровне ситуация для Казахстана очень даже благоприятная, спокойная. Цены на экспортируемое сырье высокие. Причем если взять зерно, то там и цены высокие — $240 за тонну, и урожай очень богатый. Ситуация по платежному балансу тоже благоприятная. Курс национальной валюты стабильный, рост экономики равен 7%, инфляция за последние 12 месяцев составила 7,8%, что в пределах того коридора, который мы и прогнозировали. Но есть много переживаний и страхов, связанных с той ситуацией, которую мы видим в Европе, в Америке и отчасти в Японии. Люди смотрят на развитые страны и опасаются, что это может как-то отразиться на Казахстане. Прежде всего, эти проблемы отражаются на фондовых рынках развитых стран. А на нас это все только теоретически может повлиять в случае резкого падения цен на экспортируемое из Казахстана сырье, как это было в четвертом квартале 2008 года.
Несмотря на то что данная сложная ситуация в развитых странах длится достаточно долгое время, сейчас реализуется такой сценарий, что их проблемы на нашу экономику не трансформируются. Цены на сырье остаются высокими. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы европейские проблемы были разрешены, тогда рынки успокоятся, и я думаю, что все спокойно посмотрят на макропоказатели и убедятся в том, что в Казахстане все в порядке. Даже S&P приняло решение о повышении суверенного рейтинга Казахстана. А ведь S&P подобные решения о повышении рейтингов в этом году практически не принимало. В основном были факты понижения рейтинга, как в случае с США летом этого года. Поэтому у нас в стране в целом ситуация спокойная и стабильная.
Как будет производиться координация валютной политики между Россией, Беларусью и Казахстаном в рамках ЕЭП? Какие шаги будут сделаны в данном направлении? На ваш взгляд, что будет способствовать формированию внятной единой валютной политики между нашими государствами?
Координация валютной политики между государствами — участниками ЕЭП будет осуществляться в рамках Соглашения о согласованных принципах валютной политики, которое нацелено на углубление экономической интеграции, развитие сотрудничества в валютно-финансовой сфере. Это еще один шаг на пути к свободному движению товаров, услуг и капитала на территории государств — участников ЕЭП.
В целом скоординированные действия центральных банков на валютном рынке в рамках ЕЭП направлены на повышение роли национальных валют государств — участников ЕЭП. Для целей проведения согласованной валютной политики будут приниматься меры по созданию условий для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах, для конвертируемости национальных валют без ограничений по текущим и капитальным статьям платежного баланса, для проведения взаимных расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности в национальных валютах государств — участников ЕЭП.
Вместе с тем говорить о полной координации действий преждевременно, поскольку глубина внутренних валютных рынков государств — участников ЕЭП значительно отличается. Формирование обменных курсов национальных валют происходит под воздействием различных внутренних и внешних факторов, и, соответственно, механизм реализации валютных политик в государствах — участниках ЕЭП значительно отличается. В этой связи координация действий центральных банков будет осуществляться с учетом экономических особенностей каждого из государств — участников Единого экономического пространства.
В рамках Соглашения о согласованных принципах валютной политики ведутся работы по согласованию международных договоров по конкретизации и детализации положений указанного соглашения. В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры по подготовке к подписанию указанных договоров.
Как вы оцениваете темпы продвижения наших государств к валютной интеграции в рамках ЕЭП?
Необходимо отметить, что сроки реализации соглашений, формирующих ЕЭП, и Соглашения о согласованных принципах валютной политики в частности строго регламентированы и утверждены соответствующим Планом мероприятий. Таким образом, процессы валютной интеграции в рамках ЕЭП продвигаются согласно предусмотренным срокам.
Что вы можете сказать о перспективах создания валютного союза как логического продолжения Единого экономического союза, соглашение о котором было принято не так давно? Поддерживаете ли вы мнение главы нашего государства, что в Евразийском экономическом союзе должна быть введена совершенно новая единая валюта, отличная от рубля?
Безусловно, в качестве единой валюты должна выступать не одна из существующих ныне, а новая, наднациональная валюта.
В целом введение единой валюты будет наивысшей степенью интеграции стран — участниц союза. Процесс создания наднациональной расчетно-платежной единицы позволит выстроить прозрачную, понятную всем глобальную финансовую систему, что способствует укреплению перспективы будущего экономического развития. При введении наднациональной валюты все страны валютного союза будут иметь равные права и преимущества, а различные страновые и геополитические риски уменьшатся.
Кроме того, переход на единую валюту позволит упростить взаимные расчеты между нашими странами, а также минимизировать расходы участников экономической деятельности, повысив их конкурентоспособность.
Вместе с тем необходимо отметить, что обязательным условием единого валютного союза является сближение стран-участниц в экономическом плане, в том числе в проведении единой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Это позволяет полагать, что впереди еще весьма длительный и многоступенчатый процесс выравнивания экономического развития участников союза.
Таким образом, объявление единого валютного пространства включает в себя ряд ключевых экономических условий, которые пока не наблюдаются, и будет являться следствием длительных экономических изменений в странах — участницах союза. В то же время валютный союз будет пиковой стадией интеграции наших стран, и его создание можно считать вопросом перспективы.
Тамилла Шапиева,
Екатерина Корабаева
Tweet
Другие новости по теме:
– Центробанки стран ЕврАзЭС одобрили проект соглашения по валютной политике - 01.12.2010
– Мажилис одобрил ратификацию соглашения о согласованных принципах валютной политики - 13.04.2011
– Казахстан ратифицировал соглашение о согласованных принципах валютной политики - 25.05.2011
– Парламент одобрил соглашение о согласованных принципах валютной политики - 05.05.2011
– Парламент одобрил соглашение о согласованных принципах валютной политики - 05.05.2011
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.