Налоговым законодательством Республики Казахстан установлены различные формы налогового контроля, осуществляемые органами налоговой службы, целью которых является предупреждение, выявление и пресечение нарушений норм налогового законодательства Республики Казахстан.
Одной из форм налогового контроля, в соответствии со статьей 556 Налогового кодекса Республики Казахстан, является налоговое обследование.
Согласно определению, закрепленному в пункте 1 статьи 558 Налогового кодекса, под налоговым обследованием понимаются мероприятия проводимые органами налоговой службы, целью которых могут являться:
подтверждение фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному им в регистрационных данных;
• вручение налогоплательщику акта налоговой проверки, при невозможности вручение по месту его составления;
• вручение налогоплательщику уведомления о результатах налоговой проверки либо уведомления о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений за период со дня представления ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки;
• вручение налогоплательщику решения об ограничении в распоряжении имуществом и(или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества в случае непогашения налоговой задолженности по истечении 15 рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности либо обжалования налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление.
Основанием для проведения налогового обследования, согласно пункта 2 статьи
588 Налогового кодекса, является:
• невозможность вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества;
• возврат почтовой или иной организацией связи уведомления о результатах налоговой проверки либо уведомления о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений за период со дня представления ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки, направленного органом налоговой службы по почте заказным письмом с уведомлением, по причине отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения;
• необходимость в подтверждении фактического нахождения
• налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.
Таким образом, налоговым законодательством Республики Казахстан четко определены исчерпывающие цели и основания проведения органами налоговой службы налогового обследования налогоплательщика (налогового агента), которые закреплены в статье 558 Налогового кодекса.
Пунктом 1 статьи 588 Налогового кодекса установлено, налоговое обследование – иная форма налогового контроля, осуществляемая органами налоговой службы в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента), с целью:
подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения,
• указанному в регистрационных данных;
По результатам налогового обследования органами налоговой службы должен быть обязательно составлен акт налогового обследования, который должен содержать обязательные реквизиты, а именно:
• место, дата и время составления;
• должность, фамилию, имя и отчество (при его наличии) должностного лица органа налоговой службы, составившего акт;
• наименование органа налоговой службы;
• фамилию, имя и отчество (при его наличии), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого;
• фамилию, имя и отчество (при его наличии) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер;
• информацию о результатах налогового обследования.
Налоговый кодекс устанавливает определенные правовые и налоговые последствия для налогоплательщика при выявлении в ходе налогового обследования факта отсутствия такого налогоплательщика по месту его нахождения. Так, выявив факт отсутствия налогоплательщика по месту его нахождения, орган налоговой службы направляет такому налогоплательщику уведомление о необходимости подтверждения места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.
По истечению 20 рабочих дней, с момента направления такого уведомления и неявки налогоплательщика в налоговый орган для дачи письменных объяснений о причинах отсутствия в момент налогового обследования, налоговый орган:
•приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика;
• по истечению 5 рабочих дней, с момента приостановления расходных операций по банковским счетам, и повторной неявки налогоплательщика в налоговый орган для дачи письменных объяснений о причинах отсутствия в момент налогового обследования, налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, при этом указанное действие производится без какого-либо уведомления такого налогоплательщика.
Согласно пункту 7 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденной Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 12.04.2007 № 112, документами, подтверждающими место нахождения юридического лица могут быть:
• договор аренды;
• договор купли-продажи;
• иной документ, подтверждающий право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество или иной документ, предусмотренный гражданским законодательством.
В случае, если собственником помещения является физическое лицо, то от него должно быть получено нотариально засвидетельствованное согласие о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.
Главный специалист Налоговое Управлениепо Медеускому району г.Алматы отдела по работе с юридическими лицами
Бакирова Жибек Омирхановна