Мастер общения

«PR – это не просто новомодная профессия для Казахстана. На самом деле это профессия вечного будущего! пока будет существовать общество, будет необходимость выстраивать взаимоотношения с ним», – считает наша новая героиня Амина Конурбаева.

Сегодня Амина Конурбаева — генеральный директор коммуникационного агентства «АГТ-Казахстан». В PR-отрасль она попала волею судьбы из журналистики. Во время учебы на журфаке в КазГУ она проходила курс по PR, однако тогда это казалось чем-то непонятным, далеким, проамериканским. По мнению нашей героини, только сейчас сформировалась вторая волна поколения, которое уже ментально понимает, что такое PR. Поэтому в детстве она по определению не могла хотеть быть коммуникатором. Зато все время шутит, что маленькой любила сочинять и рассказывать небылицы, и вот результат— теперь она работает пиарщиком!

Однако в нашей стране PR не так развит, как хотелось бы. Амина объясняет это тем, что мы еще молоды.

«Казахстанский PR— молодая, только-только взрослеющая отрасль. Мы многим отличаемся от стран с более развитой культурой PR, это и технологии, и понимание важности и необходимости PR. Часто слышу, что мы отстали в своей отрасли от России на 7 лет, но не считаю это верным», — делится Амина.

По ее мнению, безусловно, российский рынок крупнее, но существующие проблемы у нас практически одинаковы. Зато у Казахстана есть возможность идти своим путем, наблюдая за пробами и ошибками западного и российского опыта.

Колорит отечественного PR — это в первую очередь разобщенность системы, состоящей из представителей власти, бизнеса, общественных организаций, PR-специалистов и СМИ. «Вот когда мы придем к единому пониманию, тогда сможем говорить осмысленно о том, что PR в Казахстане есть. Я бы это даже назвала путем к независимости отрасли, когда не придется отстаивать нужность и полезность профессии. А все процессы развития PR будут идти не революционным, а эволюционным ходом», — считает Амина.

Конечно же, можно ссылаться на «юность» данной сферы услуг, но все же есть ли прогресс или регресс, как известно, отрицательный результат тоже результат.

По словам Амины, пока говорить о казахстанском PR как о сформировавшемся рынке невозможно. Нет единого понимания, четкой структуры, культуры. Но, несомненно, важно, что именно отечественные компании стали приходить к пониманию PR. Много вкладывается в популяризацию и развитие отрасли самими специалистами, много задач решает Национальная ассоциация по связям с общественностью, в которую входят профессиональные агентства. В этом году ассоциацией будут разрабатываться к рекомендации единые стандарты профессионально-этических кодексов, сертификации PR-специалистов и агентств Казахстана. Подобная координационная деятельность позволит способствовать становлению структурированного, систематизированного рынка.

В прошлом году впервые стартовала Национальная премия в области PR-проектов «Ак Мерген». В первую очередь она призвана стать площадкой для обмена опытом, содействия и развития PR-отрасли Казахстана, выявления эффективных технологий и механизмов, популяризации отрасли среди общественности, власти, бизнес-сообщества. «В этом году мы уже традиционно будем проводить премию, и честь быть оператором проекта выпадает второй раз коммуникационному агентству «АГТ-Казахстан» под моим руководством», — рассказывает наша героиня.

Несмотря на то, что создаются премии в области PR-проектов, наши соотечественники все еще не видят разницу между пиаром и рекламой. А разница-то существенная. К сожалению, пока эта тенденция сохраняется. В основном в участии в государственных проектах. «Практически всегда этот сектор объявляет тендер на PR, а по факту техническое задание содержит заказ на рекламное размещение. Здесь коммуникационные агентства не конкуренты с медиабаинговыми. И это серьезная проблема», — сетует Амина.

Наша героиня сталкивалась не только с проблемой конкуренции и непонимания сути пиара со стороны заказчиков, но иногда и с проблемой убытка. Но, по мнению Амины, при правильном финансовом управлении компанией возможно избежать убытков. Чего не скажешь о недовольстве клиента. Всегда, когда есть договор между двумя сторонами, есть риск недовольства. Команде Амины приходилось сталкиваться с подобным явлением, но, к счастью, в единичных случаях. «Многие клиенты с нами уже на протяжении 6-7 лет. PR— это всегда долгосрочные отношения, ведь создание репутации и взаимодействие с обществом не могут выстроиться за короткий период. Важно, когда клиент это понимает. И сам процесс уже принимает как результат», — заявляет наша героиня.

Однако, несмотря на ряд преград и проблем, Амина считает, что PR — это не просто новомодная профессия для Казахстана, это на самом деле профессия вечного будущего! Пока будет существовать общество, будет необходимость выстраивать взаимоотношения с ним. Хотя, если заглянуть в историю, PR повсеместно присутствовал во всех сферах человеческой деятельности! «Все чаще слышу, что взаимоотношения между мужчиной и женщиной тоже PR, особенно на первых этапах. И полностью согласна с этим. И пока PR монетизируется, можно говорить о профессиональной востребованности», — рассказывает Амина.


    Оставьте комментарий

    (Обязательно)
    (Обязательно)