По информации на сайте OilGasField.ru. от 6 февраля т.г., министр промышленности и энергетики Азербайджана Н.Алиев сообщил о завершении подготовки соглашений между Баку, Ашгабадом и Брюсселем по прокладке Транскаспийского газопровода (ТКГ) по дну Каспия от Туркменистана до Азербайджана.
Мурат Абулгазин, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ):
Это лаконичная информация о ТКГ появилась вслед за январскими сообщениями СМИ об активизации консорциума Nabucco Gas Pipeline International по реализации сокращенного варианта проекта газопровода Nabucco – Nabucco-West. В частности, консорциум заключил контракт на инжиниринговые услуги с итальянской компанией Saipem и достиг договоренностей с подрядчиками азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах Дениз о транспортировке в Европу 10 млрд. кубометров газа. На сегодня это месторождение пока является основным источником для европейского «Южного газового коридора».
Как известно, с 2002 года в качестве альтернативы российскому проекту «Южный поток» Брюссель лоббировал реализацию газопровода Nabucco протяженностью 3,3 тысячи км с побережья Каспия до Австрии с проектной мощностью 26-32 млрд. кубометров в год. Такой объем сырья предполагалось привлечь, прежде всего, с месторождений Азербайджана и Туркменистана, а также Казахстана. Благодаря этой схеме Запад мог бы нанести мощный удар по энергетическим интересам России, Китая и Ирана. В частности, появлялся шанс насытить газом Южную и Центральную Европу, чем ослабить зависимость региона от российского «Газпрома». Кроме того Nabucco резко уменьшил бы возможности для расширения экспорта газа Центральной Азии в Китай и Россию. Иран же просто лишился бы большого рынка сбыта своего сырья в Европе.
Однако обилие экономических и политических противоречий в интересах участников проекта привели к тому, что после многолетнего противоборства в 2011 году идея Nabucco практически застопорилась. В свою очередь российский проект «Южный поток» в декабре 2012 был принят к реализации.
Очевидно, что изначальный геополитический характер проекта Nabuccoне не позволит европейцам просто так сдаться в энергетическом противоборстве с Россией, активно расширяющей свое присутствие на рынке ЕС. Поэтому логично, что весной 2012 года неожиданно появился укороченный вариант Nabucco-West, предусматривающий строительство 1300-километрового газопровода от турецко-болгарской границы до Австрии. Участники консорциума Шах-Дениз (SOCAR, BP, Statoil и Total) высказали заинтересованность в этом сокращенном маршруте, и заключили в январе 2013 года с Nabucco Gas Pipeline International соглашение о сотрудничестве. Можно предположить, что именно в расчете на новый укороченный проект затянулась неопределенность пребывания венгерской MOL и немецкой RWE в составе консорциума Nabucco. По сообщениям СМИ, к середине 2013 года участники консорциума Шах-Дениз должны окончательно выбрать один из двух газопроводов – Трансадриатический (TAP) или Nabucco-West. При этом велика вероятность, что будет выбран именно последний вариант.
Таким образом, можно считать, что информация о завершении подготовки соглашений между Баку, Ашгабадом и Брюсселем по прокладке Транскаспийского газопровода свидетельствует, о том, что Запад пока так и не отказался от геополитического проекта Nabucco. Сокращенный вариант Nabucco-West может рассматриваться в качестве промежуточного звена газового маршрута с месторождений Центральной Азии. А раз так, Каспийский регион еще могут ожидать серьезные политические события.