Рекомендуем
×
Вовлечение частного сектора в экономическую жизнь страны – вот что может помочь Казахстану реализовать свой потенциал в несырьевом секторе. однако прежде нашему государству нужно суметь найти нужный подход к отечественному бизнесу. о том, как это можно воплотить в жизнь, в интервью «&» рассказал региональный менеджер IFC в центральной азии Моаззам Мекан. Читать далее

Не только нефть made in KZ

15 февраля 2013/ Промышленность/ Автор Ассоль Акишева

Проблему развития казахстанского содержания в нефтегазовой отрасли вновь подняли в Астане. С одной стороны, есть номинальный рост участия казахстанских компаний в обслуживании добывающих организаций. С другой — участие это поверхностное и практически не влияет на системное соотношение отечественных и импортных товаров. Поэтому-то Министерство нефти и газа РК (МНГ РК ) в сотрудничестве с Союзом сервисных компаний Казахстана решило провести Форум нефтегазовых компаний и конференцию «Казнефтегазсервис-2013».

По словам ответственного секретаря МНГ РК Канатбека Сафинова, открывшего данное мероприятие, сегодня наблюдается стабильный рост закупки товаров, работ и услуг с казахстанским содержанием. Приобретение казахстанских товаров выросло более чем на 12%, работ — практически наполовину, а услуг — на 66,8%.

Однако при этом имеются любопытные данные, согласно которым, в Казахстане работают 19 так называемых «нехороших» компаний. 12 из них фактически игнорируют казахстанские товары и услуги, а еще 7 симпатизируют отечественному производителю не более чем на 5% от общего объема закупки. В результате за 2012 год было начислено 180 млн тенге штрафных санкций за неисполнение обязательств по местному содержанию. В число компаний, не «страдающих» патриотизмом, вошли «Тенгизшевройл», CNPC «Актобемунайгаз», NCOC, «РД КМГ Разведочные активы» и «Казахойл Актобе».

А вот тройку лидеров среди потребителей товаров с надписью «made in KZ» возглавили «Самек Интернэшнл» (67,5%), «Кен-Сары» (66,4%) и «Озенмунайгаз» (61,6%), что свидетельствует — прогресс все-таки имеется. И этому в немалой степени способствуют объединение сервисных компаний и единое лоббирование интересов казахстанских производителей. 

Так, председатель Союза сервисных компаний Казахстана и главный редактор журнала «Казсервис» Дауржан Аугамбай поделился с «&», что за год число участниц Союза сервисных компаний возросло до 60 компаний. Он уверен, что, только объединившись, можно будет на государственном уровне равноправно обсуждать вопросы, связанные с развитием отечественного сервиса, в том числе связанные с участием в крупных проектах, таких как ТШО, с трудоустройством отечественных кадров, с трудностями лоббирования казахстанской продукции. Ведь все эти проблемы в совокупности дополняют друг друга.

«Мы начали издавать собственный журнал, для того чтобы обсуждать эти проблемы и представлять конкретные бизнес-кейсы по каждой компании-участнице. Мы обмениваемся опытом с французами, россиянами,  норвежцами. Что касается поддержки государства, то мы уже сейчас работаем вплотную с Министерством нефти и газа, Министерством индустрии и новых технологий, Национальной компанией «КазМунайГаз». Наш путь нельзя назвать революционным, просто в другом формате, более системно эти вопросы будут подниматься до полного разрешения», — делится председатель Союза сервисных компаний Казахстана (ССК).

По его словам, все время казахстанские компании укоряют за некачественную продукцию, плохо подготовленную в плане конкурентоспособности. Однако казахстанские бизнесмены зачастую встречаются с элементарным нежеланием работать с казахстанскими производителями. Сейчас за защиту предприятий, готовых обслуживать нефтегазовую отрасль, взялись как НЭП «Атамекен», так и ССК.

Дауржан Аугамбай также отмечает: «Возможно, наши отечественные производители и не могут быть мировым эталоном качества, но социальная составляющая должна быть учтена. И должны быть предоставлены настоящие, реальные, а не бумажные привилегии отечественному производству, начиная с «дешевых» и «длинных» кредитов на модернизацию производства и внедрение современных технологий, а также повышения квалификации персонала, особенно инженерно-технического состава». С другой стороны, бренд «made in KZ», по его мнению, должен быть признаком очень правильного, практичного качества, а любую попытку продать некачественный товар или плохо подготовленную услугу нужно пресекать и наказывать. Например, очень высокими штрафными санкциями и публичной «поркой» со стороны ассоциаций и НЭП. «Тогда и доверие к казахстанским товарам со стороны заказчиков будет расти, и сами участники рынка будут ответственнее относиться к своей работе, не требуя безосновательной помощи и лобби», — уверен председатель ССК.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?
расширение,
размен,
переезд,
никакой
Архив опросов