«Хлеба и зрелищ!» — опасная смесь
На днях разговаривал с руководством двух частных театров. Из тех, что считаются у нас прогрессивными. Просто я вдруг подумал, что было бы интересно аудитории увидеть оригинальный взгляд актеров независимого театра на актуальные темы – общественные, политические, экономические.
Я мысленно уже представлял острые и ироничные диалоги в своем журнале, сочетающиеся с жесткими в своем контрасте черно-белыми фотографиями сцен. Но… Мне дали понять, что, во-первых, актер — фигура несамостоятельная. Он играет то, что даст ему в руки режиссер. Во-вторых: «Наш театр вне политики!» При этом руководители театров кивают на Европу — мол, да, там есть нишевые театры, которые играют исключительно политическую сатиру. И у них аншлаги. «Но, — унывают мои собеседники, — у нас другая среда». Театральные деятели жалеют своего зрителя: он, дескать, на работе много деловой и социальной информации потребляет, приходит в храм искусств, чтобы отдохнуть и развлечься. Нельзя его там опять пичкать проблемами, головка будет бо-бо. «И вообще, наш человек давно уже ждет от отечественных театров мюзиклов! Любые деньги готов платить за такие представления», — убеждают меня деятели.
Не подумайте, я ни в коем случае не навязываю театрам идеологическую борьбу. И в западном обществе есть мюзиклы, ничего плохого в них не вижу. Только там уживаются разные жанры. Думаю, что любая сфера массовых коммуникаций — пресса, литература, кино, изобразительное искусство, театр и музыка — в идеале должна быть сбалансирована. Должны быть и развлекательные жанры, но должны быть и авангардные, которые лезут на передовую. Иначе социум рискует застрять в своем потребительском культе, балагурстве и индифферентности. «Хлеба и зрелищ!» — опасная смесь. Именно в ней мы сейчас и утопаем.
Во время разговора в театре одна актриса привела в пример свою знакомую, которая перебралась в Москву. «Недавно с ней по телефону общалась, она с пеной у рта рассказывает про митинги, про свою гражданскую позицию. Хотя в Казахстане была абсолютно равнодушна к политике. Вот что среда с человеком делает…» — рассуждала актриса. Я задумался: а кто создает такую среду, попадая в которую человек зажигается, словно спичка? Это, видимо, из той серии вопросов: что первично — курица или яйцо?
Вот, собственно, с этими мыслями и я вернулся вечером домой. А там по российскому телеканалу «Культура» в программе «Линия жизни» как раз выступает художественный руководитель театра им. К. С. Станиславского Валерий Белякович. Выступает так, что чувствуешь себя той самой «спичкой». И уже другие слова вбиваются в память, вытесняя все, что слышал за день. Это слова Беляковича, неоднократно повторенные во время программы: «В театре должны работать сподвижники…»