16 Октября 2013

Газета бизнес & власть


Байк против Ferrari

На этой неделе стало известно, что Национальный банк Казахстана дал согласие главе холдинга KazNitrogenGaz, зятю акима Алматы Ахметжана Есимова Галымжану Есенову на приобретение статуса крупного участника АТФБанка. А не так давно Кенес Ракишев, зять

Имангали Тасмагамбетова, инвестировал $13 млн. в российскую венчурную компанию Fastlane. Сколько подобных этим сделок было, есть и будет?

Происходит дальнейшая концентрация активов и капиталов в руках властей предержащих. И уже произошла концентрация медиаресурсов в руках государства. Все, что можно консолидировать, без лишних разговоров консолидируется. Центростремительная сила материальных и нематериальных благ просто поражает своей скоростью, масштабностью и умением проникать во все уголки нашей маленькой экономики. Там этой силе становится тесно, и она начинает выходить из берегов, постигая азы российского венчурного бизнеса или идя вровень с международными банками, история которых насчитывает более 500 лет. Захватывающее зрелище? Но, увы, вы в этих гонках не участвуете.

Зато есть другие гонки. В них нет дорогущих Ferrari и блаженно улыбающихся холеных пилотов, чьи водительские перчатки равноценны годовому бюджету среднестатистической семьи. Это скорее соревнования на горных велосипедах с риском свернуть шею. На байках сидят капитаны «сорвиголова», которые ведут остервенелую борьбу за ресурсы, чтобы разогнать до максимально возможной скорости бизнесы, пусть небольшие, но зато свои или друзей-единомышленников. Интересно, что, с кем бы я ни разговаривал из «байкеров» — с Русланом Егембаевым из The Farm, Алимом Сайлыбаевым из L.E.S., Алексеем Ли из «Тикетона», Маратом Омаровым из Eventica, — все они стараются сохранить независимость. Выражается она в соблюдении дистанции в отношениях с государством. Лишний раз ничего не попросят— ни льгот, ни денег. Ничего обидного в адрес госорганов не говорят, но в глазах — скепсис.

Я все острее ощущаю контраст в отечественной экономике. С одной стороны — золотая олигархия, которая позволяет себе сделки в $500 млн за банк. С другой — молодые новаторы, которые при ограниченных финансовых возможностях придумывают очень интересные проекты. Причем многие из новаторов заточены не на создание отдельно взятого проекта, который лишь прибыль будет генерировать, они на энтузиазме всерьез создают инфраструктуру. Называют ее по-разному: пространство, ферма, инвестиционный фонд. Но суть одна— создаются площадки, на которые могут прийти любые талантливые ребята с горячим желанием реализовать свою идею, и получат там поддержку. Пока что «байкеры» на задворках экономики (и близко не стоят с оборотами SAT & Co). Но на то они и новаторы. С нетерпением жду момента, когда их самодельный «байк» обгонит самодовольный Ferrari.


Байк против Ferrari

    Оставьте комментарий

    (Обязательно)
    (Обязательно)