Уникальная экспозиция, посвященная труженикам легендарного торпедостроительного завода № 175 имени Кирова, пройдет в галерее «Вернисаж» 23 ноября в 18:00. Выставка обещает вернуть посетителей на полвека в прошлое. В этом году завод отмечает 70 лет пребывания в Алматы.
Путешествовать во времени гости выставки будут с автором идеи Валерием Коренчуком, почетным журналистом Казахстана и президентом фотоклуба «Медео». Способствовать перемещениям будут историко-документальные фотографии «Торпедостроители», представленные в количестве 70 работ.
Как известно, в те годы оборонные предприятия страны, их внутренний устрой и действия, проходящие на их территории были под грифом «секретно», но фотографии, несмотря ни на что, существуют. Как? Об этом особый разговор с организатором выставки.
Жизнь Валерия Дмитриевича душой и телом связана с заводом №175. В цехе №1 наш герой начинал свою трудовую деятельность учеником токаря. На дворе стоял 1957 год. По соседству с ним на фрезерном участке работали Надежда Шахова и Раиса Склярова, которые в будущем стали Героем Социалистического Труда и депутатом Верховного Совета СССР, соответственно.
Спустя шесть лет судьба вновь столкнула его с заводом имени Кирова, на сей раз с цехом №6, где Валерий Дмитриевич проходил преддипломную практику Ленинградского кораблестроительного института. Ученичество осталось в прошлом – сборка турбин для торпед 65 калибра заменила токарный станок. В этом ему помогали совета будущего Героя Социалистического Труда и тогдашнего слесаря-сборщика Димы Кашина. На этом «секретные» дела Валерия Дмитриевича не закончились. Здесь же на заводе он вместе с сокурсником и другом еще со времен судомодельного кружка Дома Пионеров Юрием Щербаченко трудился над еще одним «секретным делом» для дипломного проекта «Глубоководная турбоэлектроторпеда 65 калибра с ядерной боеголовкой и глубиной хода до 1000 метров». Блестяще защитившихся молодых специалистов тут же приняли в ОКБ завода, а Юрий впоследствии стал заместителем главного конструктора.
Душа и тело Валерия Коренчука были расположены не только к заводской деятельности. Он еще с первого курса увлекся фотографией и кино. Одновременно с работой инженера-конструктора, он становится членом фотоклуба «Медео». Будучи человеком с разносторонними интересами, Валерий Дмитриевич участвует в международных выставках, заочно изучает филологию и зачисляется на сценарный факультет ВГИКа. Такая деятельность параллельно работе на секретном предприятии не могла остаться без внимания сотрудников партийных органов.
В 1970 году инженер торпедостроительного завода получает гонорары из капиталистических стран – Серый дом шокирован и требует прекращение деятельности фотографа. Для начала ограничились ультиматумом, но после того, как Коренчук отказался, да еще и выиграл судебный иск на директора в связи с неуплатой учебных отпусков, был отстранен от секретной работы. Приказ, коими были забросаны все рабочие столы отделов Серого дома, выглядел так: «За систематическую связь с заграницей инженера 6 отдела ОКБ Коренчука Валерия Дмитриевича от секретной работы отстранить и направить в отдел кадров». Несмотря на это, гонорар из ФРГ за публикацию фотографий в ежегоднике «Meisterfotos» и связанные с этим чувства остались. Валерий Дмитриевич был направлен в отдел кадров, где таким способом от него хотели укрыть внутреннюю деятельность завода.
Однако, периодические выступления Коренчука со статьями по проблемам торпедостроения, дали понять, что он не отступится и не уйдет. Владимир Дмитриевич всеми силами указывал на недальновидность планов и недомыслие власти имущих, которые буквально съедали оборонную отрасль. Оборонная промышленость развалилась вместе с Советским союзом, так и не дав шанса знающим людям исправить и наладить производство.
Август 2000 года был ознаменован трагичным событием – гибелью атомной подводной лодки «Курск». И тут Валерий Дмитриевич не остался в стороне. Пока все СМИ шумели о возможном столкновении с американской субмариной, разжигая тем самым конфликт национального масштаба, Коренчук выдвинул технически обоснованную версию: «взрыв неисправной перекисной торпеды 65 калибра».
В статье газеты «АиФ – Казахстан» «Гибель «Курска» ковалась в Алма-Ате?» можно найти его слова: «Когда «Курск» поднимут, на обломках торпеды, на которой он взорвался, найдут мои отпечатки пальцев». Через два года, к этой версии пришла и следственная комиссия.
«Оборонка» развалилась, СССР распался, завод закрыли, а дружба между товарищами по цеху осталась навеки. Экспозиция историко-документальной фотографии «Торпедостроители» своего рода дань этой дружбе, тому времени и той уверенности в завтрашнем дне. На фотографиях выставки будут представлены лица, снабжающие военно-морской флот оружием, процессы сборки и строения торпед, дружный и веселый коллектив, люди полные оптимизма и веры в свое дело. К слову говоря, оружие, изготовляемое кировцами до сих пор на вооружении Российской Федерации.
Выставка – путешествие во времени к годам славы завода, светлым годам юности. Возможность посмотреть на людей, творивших историю, неотъемлемого винтика, и просто друзей и коллег. И повод тем, кто еще живет, собраться вместе дружным коллективом и помянуть то время.