Рекомендуем
×
В конце минувшей недели стало известно, что парламент Азербайджана ратифицировал Меморандум о взаимопонимании между правительствами Азербайджана и Турции о транзите и строительстве независимого трубопровода TANAP (Трансанатолийский газопровод) для транспортировки азербайджанского газа в Европу через территорию Турции. Данное решение вносит некоторую ясность в ту неразбериху, которая на протяжении последних полутора десятка лет существует вокруг обходных вокруг России южных газотранспортных проектов в Старый Свет. Читать далее

Рынок станет прозрачнее

26 ноября 2009/ Новости » Дайджест/
Рынок станет прозрачнееНизкий спрос на услуги национальных рейтинговых агентств (НРА) создает проблемы в их развитии. Инвесторам нужно признание «большой тройки», эмитентам – рейтинг, который котируется инвесторами: круг замыкается. О том, что нужно сделать, чтобы разорвать эту цепочку, «&» рассказал председатель правления РА РФЦА Еркен Калижаров.

- Еркен Кабдрахманович расскажите, какая работа проделана за два года деятельности вашего агентства?

- Этот период можно условно разделить на два этапа. Первый - организационно-подготовительный - охватывает конец 2007-го и весь 2008 год. В это время мы проводили набор и обучение персонала, разработку соответствующих рейтинговых методологий, формирование рейтингового комитета. Второй этап стартовал в 2009 году, это начало основной рейтинговой деятельности - присвоение рейтингов корпоративного управления и кредитных. На сегодня наше агентство присвоило 12 рейтингов казахстанским компаниям. До конца года мы намерены довести число компаний до 20.

- Получается, что казахстанские компании готовы быть более прозрачными и получать рейтинги от местных агентств?

- Вы правы, присвоение рейтингов предполагает, что компания готова раскрывать информацию о себе и своей деятельности и в этом смысле быть более привлекательной для потенциальных инвесторов. В Казахстане есть компании, которые созрели для этого, они раньше других перешли к международным стандартам финансовой отчетности, успешно внедряют принципы корпоративного управления. Но есть и те, кто находится только в начале этого пути. Я думаю, что в будущем желание самих компаний раскрывать информацию о себе будет только расти. На мой взгляд, «созревание» произойдет в ближайшие два года. Но многое зависит и от того, какие выгоды приобретут компании, раскрывая информацию о себе. Тут достаточно простая взаимосвязь: чем более открытой будет компания, тем понятнее она будет для инвесторов.

- Известно, что создавать что-то новое на рынке всегда непросто. Какие препятствия стоят на пути вашего агентства?

- Основная трудность - в низком спросе на рейтинговые услуги. Зачастую отсутствует полное понимание сути рейтинговой деятельности. Все остальные трудности являются производными от основной проблемы. Это в первую очередь связано с тем, что наш рынок не развит - мало инструментов для рейтингования, нет большого интереса у компаний.
Еще одна проблема – недостаточное развитие инвесторской базы. У нас на рынке в роли институциональных инвесторов в основном выступают накопительные пенсионные фонды (НПФ), а частные инвесторы представлены достаточно слабо. Это, в свою очередь, отражает низкий спрос на услуги национальных рейтинговых агентств, потому что сейчас НПФ имеют право покупать без существенных ограничений только бумаги с рейтингом от «большой тройки» агентств (Standard & Poor’s, Fitch, Moody’s), бумаги с рейтингом от других агентств приравниваются к бумагам без рейтинга, и лимит на покупку этих бумаг очень маленький. Поэтому очень важны те меры, которые предпринимаются Казахстанской фондовой биржей (KASE) и регулятором. Так, в соответствии с постановлением АФН с 1 января 2010 года вступает в силу требование об обязательности рейтингов для долговых ценных бумаг новых выпусков на KASE. То есть если эмитент хочет выпустить корпоративные облигации, для того чтобы они прошли листинг на бирже, они должны получить рейтинг. И речь идет не только об оценках, полученных от «большой тройки», но и от национальных рейтинговых агентств. Это сильный стимулятор для развития собственного института рейтинговых агентств. По сути, НРА признаются необходимым компонентом инфраструктуры фондового рынка.


- Можно ли рассчитывать на то, что в будущем ваше агентство составит конкуренцию «большой тройке»?

- У нас разная целевая группа клиентов. Дело в том, что в фокусе международных рейтинговых агентств находятся компании, которые выходят на международные рынки капитала.
Мы больше ориентированы на те компании, которые фондируются на внутреннем рынке. Сейчас важно, чтобы к услугам НРА обращались как можно больше компаний. При этом можно отметить, что услуги международных рейтинговых агентств достаточно дорогие, услуги НРА в несколько раз дешевле.


- Рейтинги РА РФЦА рассчитаны на казахстанских эмитентов. Планируете ли вы добиваться их признания в других странах СНГ?

- Сейчас перед нами главная цель - гарантировать успешное функционирование модели национального рейтингования, которую мы сейчас развиваем. Только после того как мы добьемся этой цели, можно будет говорить о выходе на региональные рынки. Но сразу оговорюсь: это не среднесрочная перспектива - не ближайший год и не два. В частности, не исключаем экспансии на те рынки, где еще не представлен рейтинговый бизнес, например Кыргызстан. В других странах мы будем уже позиционироваться как международное рейтинговое агентство.




Елена Дмитриева, «Бизнес&Власть»

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?
расширение,
размен,
переезд,
никакой
Архив опросов