
«Хотел бы, чтобы к вопросу «китаизации» в нефтегазовой отрасли подходили осторожнее, внимательнее», - сказал К. Кабылдин на пресс-конференции.
«Нет китайцев в большом количестве в нефтегазовом секторе, они наверное, все на базаре, там их искать надо, в других секторах», - отметил он.
По словам главы КМГ, в 2010 году в раскладе собственности добываемого в РК углеводородного сырья, доля компании будет составлять 28 % при объеме добычи 78 млн тонн нефти в год. При этом, 24 % - это инвесторы из США, в первую очередь Шеврон и Эксонмобил. Вместе с тем, китайские CNPC и другие составляют 22 %, европейские компании – 17 %, российские – 9 %, отметил он.
Между тем, что касается численности работающих в казахстанских компаниях специалистов из Китая, то в «Петроказахстане», при общей численности 2 360 человек только 25 - китайские специалисты, сообщил глава КМГ. «В головном офисе этой компании 440 человек работает, из них 20 человек – это китайские менеджеры», сообщил он. «Это при том, что наша доля там 33 %, CNPC – 67 %», - подчеркнул глава КМГ.
«Возьмем Казгермунай, где у нас 50 %. Мы затратили на эту долю около $950 млн, на сегодня мы уже получили около $650 млн в виде возврата», - отметил К. . Кабылдин. При этом, общая численность персонала составляет 660 человек. Из них китайцев - 12 человек, сообщил он. При этом, в головном офисе работают 200 человек, 11 из них – китайцы, добавил он.
«Мангистаумунайгаз, 50 на 50 с китайцами. При общей численности в 6000 человек, из них китайцев будет работать 33 человека. В управлении – там, в основном, китайские инвестиции, 33 человека или 2,2 %», - сообщил глава КМГ.
«Каражанбаймунайгаз, непростое месторождение. Для инвестиций потребовалось бы почти $2 млрд, которые мы бы все равно не нашли», - сказал он. «Мы за 2 года получили 54 млн дивидендов. Общая численность 2 100 человек, китайцев 21 человек», - подчеркнул К. Кабылдин.
«Таким образом, нельзя говорить, что идет большая экспансия китайских инвесторов. Мы руководствуемся, прежде всего, принципами экономической выгоды, и цифры говорят о преимуществах», - отметил К. Кабылдин. «Мы считаем, что имеем значительные выгоды от совместного партнерства с CNPC», - заключил глава КМГ.