В балаган нас приглашают
Сегодня ни одно движение в стране не обходится без участия государства. Такое ощущение, что власть хочет дергать за все ниточки сразу, но даже для того, чтобы быть кукловодом, требуется определенный навык.
По словам заместителя премьер-министра страны Кайрата Келимбетова, государство должно быть активно вовлечено в решение вопросов развития экономики, в том числе и частного сектора. «Одним из главных стереотипов является представление о том, что государство не должно быть активно вовлечено в процесс функционирования рынка», — сказал он, выступая на IV Горнопромышленном форуме MINEX в среду в Астане.
По мнению сооснователя Клуба молодых предпринимателей Павла Коктышева, разговоры об усилении вмешательства в экономику ведутся на фоне распространения мнения, что идеи свободного рынка и капитализма провалились. И действительно, государство не ограничивается просто контролем — все чаще мы становимся свидетелями попрания рыночных механизмов.
«На самом деле то, что мы называем капитализмом в нашей стране, капитализмом в классическом смысле не является. Для этого существует специальное понятие— кумовской капитализм, система, в условиях которой успех в бизнесе зависит от личных связей бизнесменов с государственными служащими, либо от занимаемых мест в структурах государственной власти. Такие связи используются для получения лицензий, государственных заказов, субсидий и т. п. И, к сожалению, такой вариант у нас является самым распространенным. Но я считаю, что государственное вмешательство нарушает правила конкуренции и ожидания на рынке, что негативно сказывается в долгосрочной перспективе на всей экономике»,— говорит г-н Коктышев.
К тому же, по его словам, государство, не обязательно наше — любое — плохо распоряжается активами, собственностью так как в конечном счете, тратятся не личные деньги и даже не деньги инвесторов, а деньги абстрактного налогоплательщика, который зачастую не имеет единого голоса и инструмента влияния, а неэффективное расходование бюджетных средств зачастую не ведет к наказаниям.
Эта же проблема беспокоит директора Группы оценки рисков политолога Досыма Сатпаева. Он считает, что власть, увеличивая свое участие в экономике, не повышает при этом качество государственного управления. «Сейчас чиновникам хотят передоверить функцию управленцев. Даже президент в своем Послании развития страны до 2050 года заявил о том, что Казахстан должен напоминать корпорацию, где каждый чиновник должен мыслить как бизнесмен. То есть на каждый вложенный тенге он должен получить какую-то прибыль, но наши чиновники не умеют так мыслить, они являются плохими управленцами, и коррупционный фактор здесь является самой главной миной, которая постоянно взрывает разные довольно неплохие экономические проекты», — отметил в интервью «&» г-н Сатпаев.
Именно поэтому, по его мнению, усиление государства в экономике Казахстана нельзя отнести к плюсам. «Это приводит к тому, что Счетный комитет каждый год говорит об одних и тех же проблемах. Деньги выделяются большие в рамках разных экономических программ, но средства либо не осваиваются, либо осваиваются не полностью, либо с большим количеством злоупотреблений»,— поясняет эксперт, добавляя, что стране необходимо активное развитие бизнеса, в первую очередь МСБ. По его мнению, это не только экономическая проблема, это политическая задача.
«Почему? Потому что МСБ — это средний класс, а в Казахстане он очень маленький, 15-20% от всего населения. При таком маленьком среднем классе в государстве существует угроза политической нестабильности. Средний класс — это налогоплательщики, это сторонники эволюции. И поэтому, не давая развиваться МСБ, давая власть бюрократам, по сути, подтачивается основа политической стабильности», — сказал г-н Сатпаев.
По мнению же президента Евразийского центра финансового консалтинга (ЕЦФК) Жомарта Ертаева, государство должно выполнять роль регулятора, устанавливая справедливые правила игры на рынке и контролируя их соблюдение. «Казахстан находится на верном пути в плане регулирования, о чем свидетельствует наблюдающаяся репатриация капитала в республику. При этом понятно, что регулирование — процесс очень гибкий, и политика государства в этой области должна шаг за шагом корректироваться в сторону либерализации»,— считает г-н Ертаев.
Он также делится мнением, что непонятным остается то, через какие инструменты сторонники увеличения государственного проникновения в экономику планируют делать это, ведь уровень государственных расходов к ВВП республики ежегодно снижается. Ведь если в 2008 году соотношение госрасходов бюджета к ВВП составляло 22,9%, то, согласно прогнозам на среднесрочную перспективу, на 2013 г. этот показатель составляет 16,9%, на 2014 г. — 15,3%, на 2015 г. — 14,5%. При этом, к примеру, по Китаю рассматриваемый показатель составляет порядка 26%, а в ряде других развивающихся стран достигает 30–40%.