Вопрос, накроет ли мир вторая волна кризиса, сегодня уже можно назвать риторическим. Пытаясь сработать на опережение, страны работают над созданием антикризисной пилюли. Чем можно укрепить иммунитет казахстанской экономики, решил выяснить «РБК ЦА»
Это лето, как и обещали эксперты, дало повод заговорить о неизбежности очередного мирового кризиса. Одним из первых симптомов приближающихся кризисных явлений стало разнонаправленное поведение мировых цен на нефть. Цена на черное золото сначала опустилась ниже отметки $100 за баррель, затем, дав небольшую надежду на коррекцию, преодолела следующий рубеж, опустившись уже ниже $90 за баррель. В данный момент цены на нефть потихоньку восстанавливаются. Между тем эксперты склонны полагать, что в недалеком будущем падение стоимости черного золота может быть куда более существенным.
В частности, в Казахстане не исключают, что в случае развития негативного сценария стоит быть готовыми к тому, что цены на нефть могут опуститься до $50 за баррель. Причем, по словам премьер-министра страны Карима Масимова, это не фантастический, а вполне реалистичный сценарий. В связи с этим правительству Казахстана было поручено подготовить антикризисный план с учетом самых пессимистических прогнозов.
Как выяснилось, цена $50 за баррель намного ниже минимальных уровней, которые можно было наблюдать в 2008-2009 годах. Тогда, по словам аналитика компании «БТА Секьюритис» Мурата Тлепова, котировки достигли уровней $59,31 за Brent и $59,93 за WTI.
При признаках же достижения уровня в $50 за баррель, считает эксперт, власти будут вынуждены пересмотреть (сократить) бюджеты на последующие годы. «Ждать поступления больших доходов от других несырьевых секторов также не приходится, поскольку казахстанские несырьевые товары и услуги не составляют существенную конкуренцию иностранным компаниям. Итак, бюджет и госрасходы страны будут сокращены, а, следовательно, снизится уровень жизни, будут ухудшены показатели по безработице», – приводит возможный вариант развития событий экперт, в случае если начнут сбываться самые пессимистичные прогнозы на сегодняшний день.
В свою очередь начальник аналитического управления департамента торговых операций АО «BCC Invest» Адиль Табылдиев отмечает, что влияние снижения мировых цен на нефть на экономику Казахстана зависит не только от того, насколько значительным будет это снижение, но и от того, как долго оно продлится. По его словам, негативное влияние на экономику и государственный бюджет Казахстана будет значительным, в случае если мировые цены на нефть будут находиться на низком уровне продолжительное время, а именно больше 6 месяцев.
В данном случае, по мнению эксперта, должны будут значительно сократиться налоговые поступления в государственный бюджет и Национальный фонд, что негативно скажется на размере дефицита государственного бюджета. «Кроме того, нефтедобывающие компании будут вынуждены сокращать как операционные расходы, так и капитальные затраты. Это незамедлительно скажется на доходах компаний смежных отраслей – нефтесервисных, транспортных, энергетических и других, а также поставщиков оборудования и материалов», – говорит Адиль Табылдиев. К тому же, по его словам, вследствие снижения денежных потоков от операционной деятельности казахстанские нефтяные компании будут вынуждены использовать свои денежные средства в казахстанских банках, вследствие чего может пострадать ликвидность казахстанской банковской системы.
По расчетам г-на Табылдиева, минимальным комфортным уровнем мировых цен на нефть для государственного бюджета Казахстана в среднесрочной перспективе являются $70–80 за баррель. При этом, по его мнению, краткосрочные «провалы» до $60–65 за баррель будут относительно безопасными. «В то же время любое заметное снижение мировых цен на нефть с текущих уровней будет оказывать давление на сальдо счета текущих операций платежного баланса Казахстана и на обменный курс тенге по отношению к мировым валютам. Прежде всего, к американскому доллару», – говорит эксперт.
Для самих казахстанских нефтяных компаний, по его расчетам, «точкой безубыточности», учитывая прогрессивную шкалу налогообложения, может стать цена в $50–55 за баррель. «Однако при таком уровне цен многие проекты по разведке и освоению новых месторождений могут быть свернуты или отложены. Это может привести к значительному сокращению добычи в будущем со всеми вытекающими последствиями», – предупреждает г-н Табылдиев.
В свою очередь аналитик Международного финансового холдинга FIBO Group Анатолий Воронин в интервью «РБК ЦА» отметил, что падение стоимости нефти до $50 за баррель – маловероятный сценарий, хотя он и рассматривается не только Казахстаном. В России, по его словам, имеются аналогичные опасения. Эксперт считает, что нефтяной шок способен выявить иные пути развития, которые не зависят от накачки бюджета нефтяными доходами. «Правда, воспользоваться открывшимися возможностями, может, и не получится», — добавляет Анатолий Воронин.
В настоящее время, по его словам, бюджет Казахстана на 75% пополняется за счет минеральных продуктов, в первую очередь сырой нефти. «Таким образом, при падении цен до $50 за баррель поступления в бюджет уменьшатся на треть. В таких условиях при недостатке средств будет очень сложно развивать промышленность», — говорит эксперт, добавляя, что, как показывает практика последних лет, подобные просадки недолговечны. Потребление нефти растет, в том числе за счет новых игроков, таких как Китай, кроме того, снижение цен на энергоносители вызывает прилив оптимизма у производителей, что толкает вверх сначала экономику, а потом и сами цены на энергоносители. «Но в любом случае наличие плана и запасов на черный день лучше, чем их полное отсутствие», – заключил г-н Воронин.
О необходимости позаботиться о так называемой «подушке безопасности» в своем интервью упомянул и управляющий директор ORKEN Invest Дамир Сейсебаев. Эксперт считает, что в будущем очень велика вероятность возникновения мирового кризиса. По его словам, пока в арсенале стран еще есть инструменты, которые могут сдерживать негативные тенденции на рынке государственных облигаций. Но в более длительной перспективе кризис просто неизбежен. «Проблема с долгами в мире не решается, структурных преобразований не происходит», — говорит Дамир Сейсебаев, добавляя, что ряд правительств, центробанков готовят экономику, финансовую систему к негативному сценарию. «Кудрин, например, говорит, что нужно создавать «подушку безопасности» и выходить на рынки заимствования, пока они открыты. Быть может, об этом тоже надо подумать Казахстану», — считает эксперт.
По его мнению, разработать антикризисный план на данном этапе будет сложно, мы точно не знаем, что может произойти завтра. Оглядываться на прошлый опыт тоже неправильно — новый кризис может оказаться совершенно иным. «Нам необходимо снижать сырьевую зависимость, это вызов. Это очень сложно делать странам, которые богаты природными ресурсами», — заключил г-н Сейсебаев.
Между тем, по данным «Эрнст энд Янг», отраслями с наибольшим инвестиционным потенциалом в ближайшие три года в Казахстане остаются нефтегазовая, горнодобывающая и металлургическая отрасли, а также сельское хозяйство.
Таким образом, создать свою антикризисную «пилюлю» сырьевым государствам, таким как Казахстан, будет гораздо сложнее. S&P уже заявило о том, что при достижении цены urals до $60 за баррель рейтинг России будет ухудшен на три ступени, что негативно скажется на способности России привлекать международные займы. В этом случае, по словам Мурата Тлепова, наш рейтинг также может быть понижен вслед за Россией. Поэтому самое главное сегодня для Казахстана и России, как отметил партнер образовательных программ FIBO Group Эрик Найман, — ограничить рост бюджетных расходов, сформировать валютные резервы и иметь антикризисный план на случай резкого провала нефтяных котировок.
Отрасли с наибольшим инвестиционным потенциалом в ближайшие три года
Нурлан Рахимбаев,
директор аналитического центра АО «АСЫЛ-ИНВЕСТ»:
Мы видим цены на нефть минимум на уровне $80, в крайнем случае $70 за барр. «Сейчас рынок нефти близок к дну. В III квартале можно ожидать восстановления цен на фоне перспектив запуска новых экономических стимулов в США, Европе и Китае. Мы ожидаем роста цен выше отметки $100. В IV квартале возможно, что цены окажутся снова под давлением, но более сильным. Падения до 50 мы не ожидаем, так как считаем, что мировые центробанки не допустят аналогичного кризиса, процесс печатания денег может возобновиться в конце этого или начале следующего года.
Адиль Табылдиев,
начальник аналитического управления департамента торговых операций АО «BCC Invest»:
По теории цена на нефть не может находиться ниже общих средних издержек по добыче и транспортировке в течение длительного периода времени. Для многих нефтяных компаний общие средние издержки по добыче и транспортировке нефти составляют $70–80 на баррель. Но для некоторых компаний поставки нефти остаются рентабельными и при цене $50–55 за баррель. Конечно, в краткосрочном периоде цены на нефть могут опускаться ниже средних переменных издержек по добыче и транспортировке, которые в среднем, по разным оценкам, составляют $30–40 на баррель.
Таким образом, я допускаю некоторую маленькую вероятность снижения мировых цен на нефть во второй половине 2012 года до средних значений в $70–80 за баррель и краткосрочных «провалов» до $40–55 за баррель.
Однако, по моему мнению, долго мировые цены на нефть на таких уровнях продержаться не могут. Ведь цены реализации нефти должны покрывать не только средние переменные и общие средние издержки по добыче и транспортировке, но также и расходы на поддержание инфраструктуры, а самое главное – расходы и риск по разведке и разработке месторождений.
Разведка и разработка новых месторождений нефти, так же как и добыча и транспортировка нефти с существующих месторождений, должны быть рентабельными настолько, чтобы с учетом рисков удерживать и привлекать инвестиции в отрасль. Иначе нас неминуемо ждут сокращение добычи и поставок нефти на мировой рынок и, как следствие, значительный рост цен на энергоносители в будущем.
По моему мнению, диапазон средних мировых цен на нефть в $90–110 за баррель в среднесрочном периоде является оптимальным для сохранения инвестиционной привлекательности нефтяной отрасли и сохранения потенциала роста добычи в будущем.
Соответственно, по моим прогнозам, в ближайшие два-три года среднегодовые мировые цены на нефть составят $90–110 за баррель, в то же время краткосрочные колебания в прогнозном периоде могут иметь большую амплитуду, скажем, +/– 30… 40%.