Экономика страны просыпается. И все благодаря потребителю, который готов тратить. Соответственно, компании готовы больше производить и продавать
Как отмечают эксперты, отечественные компании, успешно пережившие трудные по многим показателям времена, с каждым днем все активнее пытаются заявить о себе, вспомнить наработанные связи и наладить новые экономические отношения.
Прогресс роста деловой активности в Казахстане очевиден, уверен главный банкир страны Григорий Марченко. «По итогам 2011 года рост ВВП составил 7,5%, в 2010-м — 7,3%, а в 2009 году — только 1,2%. Рост объема тенговых кредитов юридических лиц в 2011 году достиг 31,7%, в 2010-м увеличился только на 16,8%, а в 2009 году даже снизился на 2,7%», — отметил председатель главного банка страны в ходе онлайн-конференции на портале profinance.kz.
Движение вверх
Рост деловой активности во многом обусловлен заметным оживлением в потребительском секторе. Статистика свидетельствует, что казахстанский потребитель вышел из психологической ямы и готов тратить. По данным «Студии Аналитические ресурсы», в 2011 году расходы населения росли в 3 раза быстрее инфляции. Так, по сравнению с IV кварталом 2010 года расходы на душу населения увеличились на 23%, с 77 тыс. тенге до 95 тыс. в IV квартале 2011 года. Причем в четырех казахстанских регионах рост превысил 30%-ную отметку.
Такое увеличение потребительского спроса и стимулирует рост объемов производства, отмечает аналитик компании «БТА Секьюритис» Айвар Байкенов. Политика предприятий сегодня такова, что необходимо заработать как можно больше здесь и сейчас ввиду присутствующей неопределенности в части дальнейших перспектив казахстанской и мировой экономик. В итоге наблюдаются определенный рост занятости и усиление инвестиционной активности. «Как сообщило Агентство по статистике, большинство руководителей промышленного сектора и отрасли торговли ожидают роста деловой активности, о чем свидетельствуют прибавившие индексы предпринимательской уверенности», — говорит аналитик.
По мнению председателя правления АО «Kaspi Bank» Михаила Ломтадзе, конечный пользователь услуг, начиная покупать товары и услуги, дает компаниям возможность зарабатывать деньги, которые затем можно инвестировать в расширение бизнеса, а также создание новых рабочих мест, продуктов и услуг. К примеру, в 2011 году казахстанская экономика сгенерировала 234 тыс. новых рабочих мест. Количество наемных работников возросло до 5,7 млн человек по итогам IV квартала 2011 года. А фонд заработной платы, если брать декабрь 2011 года по отношению к декабрю 2010-го, вырос на 85,2 млрд тенге.
Все это говорит о том, что спад позади, сейчас наблюдается медленный, но устойчиво сохраняющийся подъем уровня деловой активности. «Много новых компаний появилось на нашем рынке. Это свидетельствует о том, что экономика страны просыпается и реальная надежда на скорейшее полное ее выздоровление начинает исполняться», — делится Галина Шалгимбаева, председатель совета директоров АО «Delta Bank» и президент GALA Invest Consulting.
Бег с препятствиями
Несмотря на столь положительную тенденцию, ряд проблем, которые все-таки имеют место быть, по-прежнему требуют решения для дальнейшего роста деловой активности. К примеру, по словам Талгата Усенова, председателя совета директоров страховой компании «Сентрас Иншуранс», для роста деловой активности нужна уверенность бизнеса в своей защищенности от неправомерных действий контролирующих органов и криминальных структур. Нужно создать понятные правовое поле и правила игры. Обеспечить доступ к недорогим финансовым ресурсам. Передавать больше госзаказов МСБ. Активнее защищать интересы нашего бизнеса за рубежом. Однако в целом Талгат Усенов оценивает уровень деловой активности как средний. «Хотя есть много критики в отношении качества бизнес-среды и регуляторного фона, в целом предпринимательство показывает свою живучесть. Этому также способствуют масштабные государственные программы, такие как ФИИР, «Дорожная карта» и др. Немаловажным фактором является Таможенный союз, который может в идеале дать серьезный толчок развитию казахстанского бизнеса, но, к сожалению, на практике пока есть множество проблем, препятствующих этому», — отмечает г-н Усенов.
В свою очередь председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмір» Дмитрий Жеребятьев считает, что значительное влияние на деловую активность в стране оказывают макроэкономические факторы, и, пока мы еще находимся в стадии кризиса, среднесрочный период будет характеризоваться низким уровнем деловой активности. «Тем более что во многом она зависит от состояния банковского сектора, в котором пока остается достаточно много проблем, связанных с низким качеством кредитного портфеля и невысоким спросом на банковское кредитование», — говорит эксперт. А потому росту деловой активности могут способствовать списание «плохих» кредитов, реструктуризация долгов, выравнивание ценовой диспропорции на рынке недвижимости.
Между тем, по словам заместителя председателя правления АО «Нурбанк» Рауана Даукенова, что касается банковской сферы, то относительная стабилизация ситуации в данной системе страны была достигнута за счет государственной поддержки капиталом и ликвидностью, а также успешным завершением реструктуризации задолженности трех банков, что привело к «очистке» их балансов от «плохих» долгов. «Однако доля неработающих кредитов остается на высоком уровне. По состоянию на 1 января 2012 года их доля в ссудном портфеле отечественных банков составила 34,97%, тогда как по состоянию на 1 января 2011 года она составляла 36,47%. Положительным моментом является то, что многие банки начали предлагать своим клиентам реструктуризацию долга, снижение процентных ставок и предоставление льготных кредитов», — отмечает Рауан Даукенов.
А по словам председателя правления АО «СК Allianz Kazakhstan» Айгуль Садыковой, сегодня финансовый рынок пересмотрел регламентирующие механизмы, в связи с этим произошли ряд слияний и поглощений, компании стали больше уделять внимания оптимизации бизнес-процессов. «Активно растет и укрепляет свои позиции ретейл-бизнес, мы наблюдаем, как местные компании развиваются наравне с франчайзинговыми. Корпоративный сектор понимает целесообразность развития розничного направления, несмотря на то что эта ниша требует больших вложений и продолжительной окупаемости. Безусловно, многие значимые события в стране, которые произошли за последние несколько лет, создали площадку для выхода на масштабные рынки, соответственно, наша деловая активность становится более клиентоориентированной и конкурентоспособной», — считает г-жа Садыкова.