16 Октября 2013

Газета бизнес & власть


Недропользователям облегчат жизнь

На прошлой неделе стало известно, что осенью в мажилис совместная рабочая группа Министерства индустрии и новых технологий и Министерства нефти и газа направит пакет поправок, упрощающих процедуры в сфере недропользования. Всего для внесения в закон «О недрах и недропользовании» было подготовлено около 170 поправок, включая нормативы получения прав на недропользование.

Как заявил в ходе IV Съезда работников горно-металлургической промышленности в Астане заместитель директора департамента недропользования МИНТ Тимур Токтабаев, на сегодняшний день инвесторы для получения права на недропользование могут выбирать один из трех имеющихся вариантов. Это – предоставления права на недропользование на конкурсной основе, путем прямых переговоров с нацкомпаниями, а также посредством прямых переговоров для субъектов, вовлеченных в реализацию ГП ФИИР в республике. При этом последний способ больше относится к крупным недропользователям, планирующим строительство перерабатывающих заводов в Казахстане. Кроме того, рабочая группа продвигает законодательное закрепление дополнительных двух вариантов получения прав на недропользование – аукционный способ и принцип «первый обратился – первый получил».

Конкурсы до принятия моратория на предоставление прав на недропользование проводились в среднем дважды в год. Конкурс выигрывал тот инвестор, который назначал наиболее выгодные для государства условия по подписному бонусу, роялти и отчислениям на социальную сферу. После введения моратория, право недропользования предоставлялось только на основе прямых переговоров с последующим заключением контракта на недропользование. При этом инвестор мог приобрести долю в проекте либо заключить соглашение о совместной деятельности с нацкомпаниями. Зависимость рентабельности проекта для инвестора от условий, выдвигаемых нацкомпаниями, в свою очередь негативно сказывалась на инвестиционной привлекательности проекта.

В настоящее время подписной бонус для недропользователей составляет: для контрактов для разведки нефти – около 4,5 млн. тенге, для контрактов по добыче – около 4,8 млн. тенге. Ставка налога на добычу полезных ископаемых в действующем законодательстве составляет от 0,5% до 18% от стоимости физического объема извлекаемых запасов полезных ископаемых, налог на сверхприбыль может достигать 60%. С 1 января 2009 года также действует платеж по возмещению исторических затрат. Социальный налог выплачивается работодателем по ставке 11% от общих затрат по найму персонала.

После упрощения процедур в сфере недропользования, которое ожидается в конце года, в действующей законодательной базе в качестве мер по облегчению процедуры по получению права на недропользование предполагается уменьшение до 60% сроков рассмотрения заявок и количество требуемых документов, а также сокращение отдельных экспертиз, усложняющих порядок предоставления права инвесторам.

Инвесторы также нуждаются в возможности разделения и объединения контрактов, которая будет способствовать привлечению капиталовложений в разработку месторождений. Действующие сегодня нормативы законодательства предполагают, что недропользователь будет нести все выявленные на территории потенциальные месторождения в рамках одного контракта в течение обозначенного срока. Разделение же крупного месторождения на мелкие участки для геологоразведки, отчуждение их в пользу

третьих лиц, или пересмотр программы их разработки не предусмотрены, что существенно снижает эффективность проекта в целом.

Мораторий на проведение новых конкурсов на предоставление прав на недропользование был введен в 2008 году с целью эффективного исполнения контрактов по недропользованию и предотвращения перепродажи месторождений вместо их разработки. Решение об обращении к Президенту РК по поводу отмены моратория для инвесторов, намеренных принять участие в ГП ФИИР, было принято правительством РК три года назад. В конце прошлого года Нурсултан Назарбаев распорядился снять мораторий на проведение новых конкурсов для получения прав на недропользование.

Как ожидается, отмена моратория на проведение новых конкурсов на предоставление прав на недропользование в совокупности с упрощением процедур в сфере недропользования будут стимулировать привлечение инвестиций в добывающую отрасль. Кроме того, отмена моратория положительно скажется на реализации программы индустриализации в республике. Также ожидается повышение казахстанского содержания в товарах, работах и услугах, внедрение новых технологий, рост энергоэффективности предприятий, поскольку данные критерии являлись базовыми при принятии решения об отмене моратория.

Автор: аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Камилла Манакова

 На прошлой неделе стало известно, что осенью в мажилис совместная рабочая группа Министерства индустрии и новых технологий и Министерства нефти и газа направит пакет поправок, упрощающих процедуры в сфере недропользования. Всего для внесения в закон «О недрах и недропользовании» было подготовлено около 170 поправок, включая нормативы получения прав на недропользование.

Как заявил в ходе IV Съезда работников горно-металлургической промышленности в Астане заместитель директора департамента недропользования МИНТ Тимур Токтабаев, на сегодняшний день инвесторы для получения права на недропользование могут выбирать один из трех имеющихся вариантов. Это – предоставления права на недропользование на конкурсной основе, путем прямых переговоров с нацкомпаниями, а также посредством прямых переговоров для субъектов, вовлеченных в реализацию ГП ФИИР в республике. При этом последний способ больше относится к крупным недропользователям, планирующим строительство перерабатывающих заводов в Казахстане. Кроме того, рабочая группа продвигает законодательное закрепление дополнительных двух вариантов получения прав на недропользование – аукционный способ и принцип «первый обратился – первый получил».

Конкурсы до принятия моратория на предоставление прав на недропользование проводились в среднем дважды в год. Конкурс выигрывал тот инвестор, который назначал наиболее выгодные для государства условия по подписному бонусу, роялти и отчислениям на социальную сферу. После введения моратория, право недропользования предоставлялось только на основе прямых переговоров с последующим заключением контракта на недропользование. При этом инвестор мог приобрести долю в проекте либо заключить соглашение о совместной деятельности с нацкомпаниями. Зависимость рентабельности проекта для инвестора от условий, выдвигаемых нацкомпаниями, в свою очередь негативно сказывалась на инвестиционной привлекательности проекта.

В настоящее время подписной бонус для недропользователей составляет: для контрактов для разведки нефти – около 4,5 млн. тенге, для контрактов по добыче – около 4,8 млн. тенге. Ставка налога на добычу полезных ископаемых в действующем законодательстве составляет от 0,5% до 18% от стоимости физического объема извлекаемых запасов полезных ископаемых, налог на сверхприбыль может достигать 60%. С 1 января 2009 года также действует платеж по возмещению исторических затрат. Социальный налог выплачивается работодателем по ставке 11% от общих затрат по найму персонала.

После упрощения процедур в сфере недропользования, которое ожидается в конце года, в действующей законодательной базе в качестве мер по облегчению процедуры по получению права на недропользование предполагается уменьшение до 60% сроков рассмотрения заявок и количество требуемых документов, а также сокращение отдельных экспертиз, усложняющих порядок предоставления права инвесторам.

Инвесторы также нуждаются в возможности разделения и объединения контрактов, которая будет способствовать привлечению капиталовложений в разработку месторождений. Действующие сегодня нормативы законодательства предполагают, что недропользователь будет нести все выявленные на территории потенциальные месторождения в рамках одного контракта в течение обозначенного срока. Разделение же крупного месторождения на мелкие участки для геологоразведки, отчуждение их в пользу

третьих лиц, или пересмотр программы их разработки не предусмотрены, что существенно снижает эффективность проекта в целом.

Мораторий на проведение новых конкурсов на предоставление прав на недропользование был введен в 2008 году с целью эффективного исполнения контрактов по недропользованию и предотвращения перепродажи месторождений вместо их разработки. Решение об обращении к Президенту РК по поводу отмены моратория для инвесторов, намеренных принять участие в ГП ФИИР, было принято правительством РК три года назад. В конце прошлого года Нурсултан Назарбаев распорядился снять мораторий на проведение новых конкурсов для получения прав на недропользование.

Как ожидается, отмена моратория на проведение новых конкурсов на предоставление прав на недропользование в совокупности с упрощением процедур в сфере недропользования будут стимулировать привлечение инвестиций в добывающую отрасль. Кроме того, отмена моратория положительно скажется на реализации программы индустриализации в республике. Также ожидается повышение казахстанского содержания в товарах, работах и услугах, внедрение новых технологий, рост энергоэффективности предприятий, поскольку данные критерии являлись базовыми при принятии решения об отмене моратория.

Автор: аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Камилла Манакова

 


Недропользователям облегчат жизнь

    Оставьте комментарий

    (Обязательно)
    (Обязательно)