24 Октября 2013

Газета бизнес & власть


КОГДА БЕНЗИН ЛИШНИЙ?

Казахстанский рынок ГСМ в начале года оказался затоварен российскими нефтепродуктами. На фоне ограничения импорта топлива из России и ожидания разрешения на экспорт излишков бензина заводы снижают переработку сырья и производство нефтепродуктов.

На рынке нефтепродуктов Казахстана в последнее время наблюдается переизбыток отдельных видов ГСМ. Импортируемый из России по демпинговым ценам бензин в январе-апреле привел к затовариванию нефтеперерабатывающих мощностей Казахстана собственной продукцией. Например, ввоз бензина класса Евро-2 из России в первые четыре месяца 2013 года составил 610 тыс. тонн, что превышает половину годовой нормы. В связи с этим появились опасения, что нехватка емкостей для хранения нефтепродуктов может привести к остановке производства на нефтеперерабатывающих мощностях РК. В настоящее время хранилища НПЗ уже накопили 220 тыс. тонн бензина марки АИ-92  и 65 тыс. тонн А-80.

Опасаясь такой ситуации казахстанские НПЗ начали дружно снижать производство топлива. Так, выпуск бензина (включая авиационный) в январе-апреле составил всего 834 тыс. тонн по сравнению с 1,02 млн. тонн в первые четыре месяца прошлого года. Павлодарский НПЗ за этот период уже несколько раз был на грани остановки. Объем отгруженного с предприятия на нефтебазы в Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Костанае, Караганде и Петропавловске бензина АИ-80 и АИ-92 в совокупности составил 97 тыс. тонн. В итоге нефтехранилища в этих регионах переполнились и перестали принимать ГСМ. Как следствие, Павлодарский НПЗ объявил о снижении объема переработки нефти на 2013 год с ранее запланированных 5,2 млн. тонн до 4,8 млн. тонн. Так, в мае предприятие приобрело 300 тыс. тонн нефти вместо 500 тыс. тонн, как было намечено по плану. В то же время завод для разгрузки затоваренного бензином рынка «привязал» его приобретение к покупке наиболее пользующегося спросом вида топлива – дизтоплива. В июле (когда завершится действие запрета на вывоз ряда нефтепродуктов из РК) Павлодарский НПЗ намерен экспортировать в Афганистан АИ-80 в объеме 30 тыс. тонн.

Как известно, в апреле Казахстан официально оформил ограничение ввоза российских нефтепродуктов железнодорожным транспортом на 2013 год. Так, поставки бензина АИ-92, АИ-95, АИ-96, АИ-97 и АИ-98 по КТЖ полностью ограничены до 1 июля. Их импорт с 1 июля по 31 декабря будет осуществляться по утвержденным Министерством нефти и газа графикам. Ввоз дизтоплива и бензина АИ-80 (а также мазута и битума) ограничен до 31 декабря. С другой стороны, Казахстан пока не намерен вводить полный запрет на импорт нефтепродуктов из РФ.

Между тем до 1 июля в Казахстане действует запрет на вывоз ряда нефтепродуктов – легких дистилятов и продуктов, керосина, газойлей, прочих нефтепродуктов. Однако, учитывая сложившуюся проблему перенасыщенности отечественного рынка ГСМ, возможно, скоро данный запрет ослабят. Министерство нефти и газа РК в ближайшее время планирует внести в правительство предложение об отмене запрета на экспорт бензина АИ-80. Потенциальным рынком сбыта этого топлива является Афганистан. В 2011 году Казахстан поставил 145 тыс. тонн дизтоплива в эту страну, чтобы избежать затоваривания отечественного рынка. Кроме того, напомним, что в конце апреля в рамках третьей конференции министров иностранных дел стран Стамбульского процесса по Афганистану, проходившей в нашей стране, Президент Нурсултан Назарбаев упоминал, что Казахстан может увеличить поставки ГСМ в Афганистан.

К сожалению, несмотря на очевидный переизбыток ГСМ в хранилищах, снижения стоимости топлива на казахстанских АЗС пока не предполагается. Данный вопрос, если и будет рассматриваться, то не раньше оценки результатов, полученных от ограничения ввоза нефтепродуктов и возможного исключения из запрета на экспорт ГСМ для бензина АИ-80. Кроме того, Министерство нефти и газа в настоящее время рассматривает вопрос о введении регулирования оптового рынка нефтепродуктов в республике. В этой связи производители вряд ли будут готовы пересматривать цены до принятия окончательного решения по данному вопросу.

Автор: аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)


КОГДА БЕНЗИН ЛИШНИЙ?

    Оставьте комментарий

    (Обязательно)
    (Обязательно)