Девять человек будут регулировать денежный поток в $20 млрд. Остается узнать, кто будет открывать и закрывать «золотой» кран.
Власть сейчас ломает более или менее транспарентную систему пенсионного рынка. Для пенсионных фондов существовали лимиты. В рамках лимитов управляющие компании инвестировали деньги в ценные бумаги. Действовал механизм отчетов перед вкладчиками, обсуждались совместно стратегии инвестирования. С одной стороны, было (и пока сохраняется) жесткое регулирование фондов Национальным банком. С другой — фондовый рынок отсеивал ненадежные компании при допуске ценных бумаг к торгам. Получалась сбалансированная рыночная система. Главное, прозрачная. Были, конечно, допущены дефолты, на которых пенсионные фонды потеряли некоторую часть денег, но кто застрахован от ошибок? Особенно в кризис? В любом случае за весь период функционирования накопительной пенсионной системы доходность от инвестирования пенсионных активов является положительной в реальном выражении, т.е. существенно превышает накопленный уровень инфляции. По данным Нацбанка РК, накопленный уровень доходности за 1998-2012 годы по умеренному инвестиционному портфелю составил 366,15% (по консервативному портфелю 356,07%), а накопленное значение инфляции — 236,31%.
Финансисты в интервью «&» уже сказали, что ожидают сокращения инвестиций в негосударственные ценные бумаги. Обороты фондовой биржи могут резко сократиться. А ведь именно она обеспечивала перетекание денег вкладчиков в наиболее эффективные отечественные компании (все-таки в листинг биржи не так просто попасть). Взамен власть предлагает туманную перспективу. «Управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться в соответствии с инвестиционной стратегией, утвержденной советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ», — сообщил на днях вице-премьер Кайрат Келимбетов. И добавил: «Инвестирование пенсионных активов ЕНПФ будет осуществляться на принципах диверсификации, обеспечения сохранности и умеренного уровня доходности». «Диверсификация» уже стала притчей во языцех. Как, собственно, и «инвестиционная стратегия» государства. Достаточно вспомнить убытки Инвестиционного фонда, Банка развития Казахстана и других институтов развития, провальные программы по созданию кластеров и прорывных проектов. Многие из этих институтов и программ курировал лично г-н Келимбетов. Неблистательна и деятельность фонда «Самрук-Казына» — президент уже критиковал бездарно потраченные $10 млрд.
Председатель Нацбанка Григорий Марченко в среду на брифинге для журналистов акцентировал внимание на возможном риске, когда «в долгосрочной перспективе будущему правительству могут понадобиться деньги для того, чтобы закрыть дефицит бюджета, или для финансирования каких-либо проектов, и может появиться соблазн использовать деньги будущих пенсионеров». Поэтому глава Нацбанка считает, что «структура фонда, система принятия решений, а также деятельность совета фонда должны быть построены по такому принципу, чтобы всех от такого соблазна уберечь». Григорий Марченко предлагает следующий состав совета по управлению пенсионными активами ЕНПФ: два представителя от правительства, два представителя от Нацбанка, два представителя от финансового рынка и три независимых директора. То есть, пояснил глава Нацбанка, «чтобы большинство не представляло государственные структуры».
Тенденция в Казахстане такова, что власть от создания рыночных механизмов уходит в сторону кулуарных решений. Это касается и непубличного обсуждения вопроса консолидации пенсионных фондов, и инвестиционной стратегии ЕНПФ в будущем. Девять человек в кабинете будут решать судьбу $20 млрд (и сумма с каждым годом растет в прогрессии), а не инвестиционщики и аналитики, которые были частью выстроенной инфраструктуры пенсионной системы.
По мнению председателя совета директоров группы компаний RESMI Кайрата Мажибаева, важно определиться с ролями государства и частного капитала не только в пенсионном обеспечении, а в целом: последние 15 лет многие из реформ в социальной сфере были завязаны на активном привлечении частных инвесторов и управляющих. Бизнесмен, кстати, вовремя вышел с этого рынка, продав свой пенсионный фонд в 2011 году. «Если сегодня наступил тот момент, что в сфере социального обеспечения государство должно и может быть эффективнее частников, то важно открыто и заблаговременно объявлять об этом. Это в государственных интересах прежде всего, потому что частный капитал и управленческие ресурсы все еще остро необходимы в других секторах экономики. Например, для реализации ПФИИР. Поэтому важно избежать ненужных управленческих и финансовых потерь, остро необходимых для устойчивого развития страны», — отмечает в интервью «&» г-н Мажибаев.
Власть отодвигает в сторону частный бизнес со всей его армией квалифицированных специалистов. Хочет тратить большие деньги сама. Весь прошлый опыт вызывает сомнение в правильности такого решения.