Мы живем не по средствам.
Расходы Казахстана растут быстрее доходов. И теперь правительство готово занять на внешних рынках $1 млрд, на что – непонятно.
Все больше вопросов возникает в последнее время в связи с действиями государства. Ответы на них власть дает неоднозначные, в результате чего люди продолжают теряться в догадках. Вот, например, сокращения социальных выплат говорят о том, что государственные расходы оптимизируются. Денежные поступления, включая заимствования на внешних рынках, с другой стороны, консолидируются. Спрашивается, к чему бы это?
Чтобы разобраться, мы решили обратиться к экспертам. По словам старшего аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Талгата Мусабекова, активы Нацфонда РК продолжают расти. «К апрелю 2013 года они составляли уже $62,4 млрд. Другое дело — темпы его роста, которые, по всей видимости, в 2013 году будут существенно ниже предыдущих лет», — говорит эксперт.
Так, причиной привлечения внешних заимствований может являться отработка новых источников для финансирования растущего дефицита госбюджета. И, как считает старший аналитик АИРИ, по всей видимости, средств в виде гарантированных трансфертов из Национального фонда в размере $9 млрд, которые покрывали значительную часть ненефтяного дефицита госбюджета РК, в 2013-м уже может не хватить.
«Ненефтяные налоговые поступления выросли за год всего на 2%, в то время как государственные расходы выросли на 21%», — акцентирует внимание Талгат Мусабеков. По его словам, становится очевидной растущая диспропорция государственного бюджета — годовые расходы растут темпами, соответствующими темпам роста номинального ВВП в 20-22%. А тем временем ненефтяные доходы растут темпами ниже инфляционных.
«В краткосрочном периоде эти диспропорции можно устранить, привлекая внешние займы и сокращая определенные госпрограммы. Однако такая практика не может быть эффективной в долгосрочном режиме», — считает эксперт.
По его словам, по всей видимости, уже в ближайшем будущем нам будет необходимо принимать активные меры по сдерживанию роста государственных расходов и улучшению качества управления бюджетными расходами. «Обычная практика обеспечения темпов роста экономики, создания рабочих мест, повышения зарплат бюджетникам через наращивание государственных расходов потребует пересмотра на всех уровнях государственного управления. В любом другом случае РК будет наращивать внешний долг и рано или поздно придет к необходимости экстенсивного освоения Национального фонда на текущие нужды населения», — считает Талгат Мусабеков.
А вот тут-то, по словам директора программы «Прозрачность государственных финансов» фонда «Сорос-Казахстан» Жанибека Хасана, у нас большая проблема. Что скрывать, процесс управления государственным долгом и эффективность освоения бюджетных средств у нас явно хромают. По его словам, в 2012 году в международном Индексе открытости бюджета, характеризующем уровень бюджетной открытости и общественного участия в бюджетном процессе, Казахстан получил 48 баллов из 100 возможных. Это выше, чем в Азербайджане (42) и Кыргызстане (20), но ниже, чем в России (74) и Украине (54).
Данный индекс оценивает уровень прозрачности информации и о государственном долге, и о государственных заимствованиях. Согласно ему, наиболее низкие значения как раз получили вопросы, связанные с детализацией информации о государственном долге — проценты, сроки истечения займа, валюта и пр. Кроме того, по данным Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, правительством в 2012 году было неэффективно использовано 219,3 млрд тенге, что почти в полтора раза превышает размеры планируемого займа.
Иными словами, есть риск, что, отправляясь за дешевым сыром, мы на себе сможем испытать, как захлопывается мышеловка. Внешний долг, причем с процентами, придется возвращать налогоплательщикам, которые сейчас не понимают, насколько эффективно эти средства будут использованы.