Где опора?
Мощный средний класс – это опора общества. Выступая на этой неделе на заседании Ассамблеи народа Казахстана, Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что именно средний класс должен стать движущей силой в нашей стране. Скорее всего, так оно и будет. Во-первых, средний класс растет количественно. Во-вторых, растут его ресурсные возможности, а вместе с ними – требования к качеству жизни.
В Казахстане о количественном росте среднего класса свидетельствуют рост потребительского кредитования и хорошие продажи у брендов среднего класса. Так, по словам PR-менеджера сети торгово-развлекательных центров MEGA Алишера Еликбаева, сейчас на наш рынок заходит много демократичных брендов для среднего класса, например Zara, Massimo, Dutti, Bershka, Paul and Bear и т.д. «Идет большой рост продаж последние несколько лет. Люди отдают предпочтение демократичным брендам, которые они могут себе позволить. В период распродаж они вполне конкурентоспособны», — отмечает г-н Еликбаев.
В свою очередь председатель правления АО «Нурбанк» Кантар Орынбаев говорит о том, что потребительское кредитование открывает доступ широким слоям населения к материальным благам. «Раньше у нас получалось, что только богатые люди могли позволить себе купить новые авто, дома. Сейчас же открывается рынок товаров и услуг для среднего класса, он наполняется качественными продуктами по меньшим ценам. Условно говоря, кроме автосалонов Bentley появляются автосалоны Hyundai. Структура экономики меняется»,— поделился он в интервью &».
Иными словами, создается спрос на автомобили, продукты питания, одежду и т.д. Вслед за этим открываются новые ниши, и у бизнеса появляются широкие возможности для своей деятельности, в том числе по удовлетворению массового спроса среднего класса.
Таким образом, средний класс в нашей стране за счет роста доходов и потребительской активности неосознанно участвует в развитии экономики. А до социализации и проактивной жизненной позиции, как в развитых странах, мы еще не эволюционировали. Средний класс вроде как есть, но стержнем и опорой он так пока и не стал. По словам Валихана Тулешева, заместителя директора Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, в Европе средний класс имеет возможность становиться собственником корпораций. Работая в развитых компаниях, работники получают возможность приобрести часть акций. У нас такой попыткой было IPO, насколько оно оказалось удачным, пока сложно сказать, но уже сейчас видно, что не у всех есть возможность стать собственником доли той компании, на которую работаешь. «У нас рабочий отчужден от средств производства. Поэтому есть необходимость развивать фондовый рынок, защищать права миноритариев, защищать частную собственность», — говорит эксперт.
По его словам, государству нужно поделиться со средним классом. Многие сферы, в которых сейчас представлено государство, можно было отдать МСБ, который как раз и является двигателем среднего класса. Например, мусоропереработку, городское озеленение, строительство развязок, благоустройство территорий и т.д. Тем самым г-н Тулешев предлагает соблюсти тонкий баланс интересов.
В свою очередь президент компании BRIF Research Group Александр Рузанов отмечает, что в любом случае не стоит от среднего класса ждать особой политической и гражданской активности. «Я могу ошибаться, но само положение среднего класса «обязывает» его к некоторой политической консервативности, поэтому не только в Казахстане, но и во всем мире от среднего класса ожидают, что он будет играть роль «стабилизатора» в развитии общества, а совсем не роль политического авангарда или гражданских активистов», — говорит Александр Рузанов.
По его мнению, средний класс больше расположен дела делать, а не речи говорить. «Средний класс по сути очень конструктивен. Он не защищает права, а использует существующие возможности как данность — для решения своих задач. Мне кажется, неоцененная и незаметная, но главная роль среднего класса в том, что он средний. Его наличие позволяет мирно сосуществовать крайностям», — заключил эксперт.