16 Октября 2013

Газета бизнес & власть


МСБ перевооружается

Заместитель председателя правления АО «Лизинг Групп» Майя Кайгородцева - о том, какие госпрограммы нужны, почему с июля подорожает импортная спецтехника и что взамен может предложить отечественное машиностроение.

- Ваша компания была приобретена фондом прямых инвестиций. Какие преобразования в компании произошли после этого?

- Да, с 2009 года фонд Aureos Central Asia владеет 100% нашей компании. Несколько ранее, в июле 2008 года, фонд частично зашел в капитал «Лизинг Групп», предоставил кредитную линию в размере $4,5 млн. На тот момент для финансового рынка, в том числе лизингового, начался тяжелый период. Была стагнация и большая проблема с ликвидностью, с привлечением финансирования как с внешних, так и с внутренних рынков. Поэтому вхождение фонда в тот период сыграло судьбоносную роль для «Лизинг Групп».

- Фонд увидел потенциал вашей компании и решил увеличить долю до 100%?

- Лизинговый рынок в целом имеет хороший потенциал, потому что износ основных фондов предприятий высокий. Кроме того, мы оказались в более выигрышном положении по сравнению с нашими конкурентами, чей бизнес был слабо диверсифицирован. Многие вложились в крупные строительные объекты. В 2007 году строительный рынок оказался в коллапсе, и такие крупные лизинговые сделки, как приобретение 20 башенных кранов, моментально из преимущества превратились в недостаток. К 2009 году на лизинговом рынке по большому счету были только «Казагрофинанс», обслуживающий сельское хозяйство, и «БРК-Лизинг», работающий с крупными предприятиями. А сегмент малого и среднего бизнеса оказался на тот момент свободным. Мы вложились в хорошие стабильные сделки, высокодоходные.

- Удается сохранить диверсификацию?

- Да, у нас сейчас портфель очень разнообразен: нефть и газ, легкая промышленность, производство строительных материалов, строительство, типографии и т. д.

- По вашему опыту, в каких секторах экономики Казахстана активнее идет модернизация?

- С 2010 года мы работаем с фондом «Даму» по программе финансирования лизинговых сделок предпринимателей, занятых в обрабатывающей промышленности. Профинансировали 56 сделок. Эта программа побудила нас пойти к производителям, потому что условия по ней были очень хорошие. Наша конечная ставка для лизингополучателя на тот момент была 8%, субсидирование от фонда «Даму» с 2012 года составляло 7%, так что участники этих 56 сделок платят сейчас фактически 1%. Фантастические условия для производителя! К нам стали активно обращаться типографии, производители пластиковых изделий. Появились инновационные проекты, к примеру, производство отечественного перлита (добавка к строительным материалам).

- Сейчас таких условий, как получение в лизинг оборудование под 1%, уже нет на рынке?

- На сегодняшний день средств таких нет на рынке. Мы получили от «Даму» 805 млн тенге на 7 лет под финансирование проектов. Это был лакомый кусочек, который разлетелся очень быстро благодаря тому, что «Даму» проводил очень качественную информационную поддержку своих инструментов развития МСБ. Плюс мы очень активно вышли в регионы и там поработали. С апреля 2012 года мы работаем с фондом «Даму» по программе лизинга для МСБ. Ставка там 14% годовых, сделки до 7 лет. По новой программе нет ограничений по отраслям, мы можем работать не только с промышленниками, но и с сервисными, торговыми компаниями. «Даму» субсидирует ставку в размере 7%, в результате предприниматели платят 7%. Свои заявки мы отправляем в региональный орган, уполномоченный проводить аттестации проектов, на предмет того, являются ли они приоритетными для регионов, создают ли рабочие места. После того как региональный координационный совет подтверждает важность данного проекта, начинается субсидирование ставки. Тоже интересные условия – для сервисных компаний с маржой 20-25%, появляются хорошие возможности для приобретения техники и оборудования.

- Есть госпрограммы по технической и технологической модернизации, они реально способствуют развитию лизинга?

- Если смотреть на статистику обращений, то можно сказать, что производство оживилось. Раньше с лизинговыми компаниями работали главным образом строительные и нефтяные компании. Сегодня приходят типографии, покупают хорошие линии с высокой производительностью, обновляют свои основные фонды, которые у них на балансе с 90-х годов стоят. Интересное исследование в 2012 году провело агентство «Эксперт-РА». Тенденция выявилась следующая: ранее модернизировались только крупные предприятия, потому что доступ к финансированию и госпрограммам был только у «акул» бизнеса. МСБ сильно отставал по инвестициям в основные фонды. Сейчас происходят изменения. После двух лет спада в 2012 году показали значительные инвестиции средние предприятия. Сейчас на МСБ приходится 55% инвестиций в основные фонды.

- Государственных компаний, холдингов и фондов становится все больше в стране. Они могут стать локомотивом технического прорыва?

- В этом плане мне нравится поддержка машиностроительного сектора. Это одно из приоритетных направлений. Если машиностроительный сектор найдет поддержку и в плане привлечения инновационных технологий и финансирования, то здесь может произойти перевооружение экономики. Отечественные предприятия получат доступ к более дешевому оборудованию и технике. Элементарный пример: предприниматель привозит сюда кран, и в его стоимость включен НДС, таможенные пошлины и пр. Если тот же кран будет собираться у нас в Казахстане, то это как минимум на 37% удешевит его стоимость.

- Как вы считаете, где будет активность по модернизации выше – в частном секторе или государственном?

- Мне сложно сравнивать, потому что мы не работаем с государственными компаниями. У нас как у независимой компании ограничен доступ к финансированию. А государственные проекты чаще всего это капиталоемкие сделки. Порядка 87% рынка лизинга держат «Казагрофинанс», «БРК-Лизинг» и «Астана-Финанс», это «акулы», которые оперируют государственными средствами. Конечно, наш агропромышленный комплекс нуждается в перевооружении…

- Но вас туда не пускают?

- Вопрос не в том, что нас туда не пускают. Вопрос в том, что есть уже большой целевой холдинг, который занимается лизингом в АПК.

- Почему этот холдинг не подключает в качестве операторов частные лизинговые компании?

- Насколько знаю, в «Казагрофинансе» есть программа субсидирования лизинговых сделок в сельском хозяйстве. Но это, опять же, нужно идти в капиталоемкие сделки. На сегодняшний день у нас ограниченные финансовые возможности. Мы работаем с небольшими сделками со средней суммой $600 тыс.

- Когда в Казахстане создавалась компания «БРК-Лизинг», рынок шумел: мол, почему государство идет в конкурентную среду. Если добавить сюда «Казагрофинанс», то, получается, государство имеет львиную долю лизингового рынка страны.

- Но есть «Халык-Лизинг», который тоже работает с крупными компаниями. Есть «Райффайзен лизинг», который работает со сделками свыше 250 тыс. евро.

- Но у них, скорее всего, нет таких условий по субсидированию ставок как у «Казагрофинанса».

- «Казагрофинанс» сейчас предлагает всем участникам рынка пойти в их программу субсидирования при условии, что лизинговая компания за счет собственных средств профинансирует данную сделку.

- Получается, нужно только иметь в обороте крупные деньги.

- Да. А тенденция в МСБ, в котором мы работаем, неплохая. Он увеличивает инвестиции. И, что интересно, 50% этих инвестиций сделаны за счет собственных средств.

- Вы когда говорили про машиностроительный сектор, имели в виду, что он сам нуждается в модернизации или что он может стать генератором модернизации, производя отечественное оборудование и технику?

- И то, и другое. Он сам нуждается в модернизации. На сегодняшний день этот сектор не сравнить с тем уровнем, который был в советское время. Ему нужно перевооружение своих производственных мощностей, чтобы потом создать эффект для всей экономики. Строительство завода, который будет комплектовать тракторы, гораздо более продуктивное решение, чем просто заниматься импортом этих тракторов.

- На сайте Мининдустрии я прочитал, что у нас разрабатываются картофелесажалки, прицепы-коневозки и симуляторы игры в гольф с 3D-графикой. Есть ли сейчас оборудование отечественного производства, актуальное для нашего бизнеса?

- В сегменте МСБ много заявок по спецтехнике. Сейчас на ввоз техники у нас действует стандарт Евро-3, с 1 июля 2013 года вводится стандарт Евро-4, что сделает для наших предпринимателей еще более дорогим приобретение техники. В этом плане есть ряд проектов по созданию совместных предприятий. Надеюсь, что они найдут поддержку и понимание со стороны нашего государства.

- Но это в перспективе, а сейчас не производится актуальное отечественное оборудование?

- Видите ли, из того, что вы перечислили, мы с этим не работаем. Мы не финансируем поля для гольфа. (Смеется.) И сельским хозяйством мы не занимаемся. Что же касается развития машиностроения, то этот вопрос неоднократно поднимался и на правительственном уровне, и в обсуждениях с финансовым сектором. Потому что ставить завод позапрошлого века нет смысла. А чтобы построить завод пятого поколения, надо много вкладываться.

- А на какое оборудование и технику высокий спрос у отечественных предпринимателей? На чем наша машиностроительная отрасль могла бы сфокусировать внимание?

- Как я говорила, много заявок поступает на спецтехнику. Есть большой спрос со стороны компаний, занимающихся обработкой металлов и производством строительных материалов. Много разработчиков щебеночных карьеров испытывают потребность в увеличении производственных мощностей. Они обращаются к нам за приобретением оборудования для переработки сырья. Это хорошо, что мы идем в переработку, думаем о создании добавочной стоимости. Комплектация автобусов и коммерческого транспорта тоже является для нас насущным вопросом. Сейчас, допустим, корпорация MAN комплектуют спецтехнику в Беларуси. И в условиях Таможенного союза нашим предпринимателям дешевле покупать технику MAN в Беларуси, чем в Германии или Польше. Но, покупая тягачи или самосвалы даже у соседей по ТС, мы способствуем оттоку денег из Казахстана и притоку налоговых поступлений в той же Беларуси. Другой вопрос – какие приоритеты будут ставить для себя государство и отечественная машиностроительная отрасль? Если цель стоит удвоить в количественном выражении МСБ, то надо понимать, что он остро нуждается в модернизации основных фондов.

- Россия и Беларусь технологически всегда были сильнее. В условиях Таможенного союза они, получается, получили преимущество на казахстанском рынке техники?

- Да, поставки с их стороны увеличились. Допустим, техника КамАЗа себя зарекомендовала на нашем рынке, и клиенты считают, что это выгоднее, чем везти аналогичную из Китая. Мы дали определенное преимущество нашим соседям, с которыми вошли в союз. Это положительный момент, потому что открылись возможности для наших клиентов купить по более доступным ценам.

- Вот только сможем ли мы свое создать?

- Думаю, при поддержке на государственном уровне у отечественного машиностроения есть хорошие перспективы. Во-первых, конечно, его надо развивать под потребности АПК – в этой области есть международные гиганты, с которыми мы могли бы сотрудничать по инновациям. Во-вторых, есть Таможенный союз – привлекательный рынок сбыта.

- А если дальше смотреть: нас ждет вступление в ВТО, и тогда легче будет завозить импортное оборудование и технику уже не из  ближнего зарубежья, но и дальнего.

- Да, я тоже считаю, что это хорошие перспективы и горизонты для нас.

- Для вас как для лизинговой компании это хорошо с точки зрения продажи техники, она станет дешевле. Но, скорее всего, нашему машиностроению будет сложнее поднимать свое производство – по цене будет сложнее конкурировать, нужно будет конкурировать по качеству.

- Это хороший мотивация, для того чтобы наши компании выходили на новый уровень.

- Вы говорили о том, что создаются совместные предприятия, какие из них имеют, на ваш взгляд, хорошие перспективы?

- Такой глубокий анализ мы не проводили. Я больше говорю о тенденции – казахстанские компании часто стремятся привлечь иностранного партнера, чтобы выйти на новый уровень развития. Получается хорошая синергия – казахстанский предприниматель почувствовал рынок, понял, куда ему нужно идти, и привел сюда зарубежного компаньона, который может одновременно выступать и инвестором, и технологическим донором.

- Мы видим технологическое развитие в других странах, в Китае, Корее, России, Беларуси, европейских странах, откуда чаще всего и идут поставки спецтехники. Кто-то берет ценой, кто-то - качеством. Какие у наших производителей вы видите конкурентные преимущества?

- Тяжелый вопрос.

- Тоже ответ. У меня есть скепсис по поводу наших конкурентных преимуществ, потому что Казахстан давно говорит о том, что нам нужна своя техника, начиная со станков и заканчивая комбайнами. Но ведь до сих пор мало что изменилось…

- Здесь нельзя забывать еще и о кадрах. Поэтому стратегия привлечения иностранных компаний, даже небольших, даст положительный эффект с разных сторон. Ведь можно привлечь инновации, но сразу возникает вопрос: а кто будет работать на этом инновационном заводе? Надо ведь людей обучить. Именно поэтому, думаю, отечественные компании начинают искать себе зарубежных партнеров. Этот процесс идет параллельно с активным обновлением основных фондов. Мы, к примеру, работаем по четырем госпрограммам: лизинг для обрабатывающей промышленности, лизинг для МСБ и две программы субсидирования. Это на самом деле рабочие инструменты. Мы реально финансируем проекты, видим обратную связь от клиентов. С ними вместе за ручку ходим в акиматы, получаем субсидирование. Это создает мощный эффект. МСБ в развитых странах является базисом экономики, поэтому я думаю, что если мы будем работать в той же прогрессии, то добьемся положительного результата. Все больше отраслей вовлекается в техническое перевооружение.

Олег Хе

Газета «Бизнес & Власть»


МСБ перевооружается

    Оставьте комментарий

    (Обязательно)
    (Обязательно)