Кавказ и Центральная Азия
Дорога в будущее
Страны Кавказа и Центральной Азии (КЦА) находятся на пересечении путей между Азией и Европой и за последние 20 лет проделали замечательный переход от централизованного планирования экономики к рыночной. Теперь странам КЦА предстоит сделать следующий шаг и стать динамично развивающимися странами с формирующимся рынком. О том, что необходимо для этого сделать с «&» поделился заместитель директора-распорядителя Международного Валютного Фонда Минь Чжу.
Прошлые успехи …
Экономика стран КЦА в 1996-2011 годах увеличивалась в среднем на 7%, при этом ведущую роль в этом росте играли динамичные сектора природных ресурсов и высокий уровень денежных переводов. Директивные органы региона успешно сдерживали инфляцию, снижали процентные ставки, а также проводили меры бюджетной политики, которые создали в странах КЦА бюджетные возможности для осуществления расходов в целях поддержки экономики, когда воздействие мирового финансового кризиса докатилось до стран региона. Финансовые сектора в КЦА стали несколько более глубокими, а для банковских систем были созданы прочные правовые основы.
… будущее
Странам КЦА следует воспользоваться возможностями, создаваемыми текущими высокими ценами на биржевые товары и активным притоком денежных переводов для проведения далеко идущих реформ. Продолжение активного роста, который создает большее число рабочих мест, и в котором ведущую роль играет частный сектор, может вывести страны КЦА в следующее поколение стран с формирующимся рынком. Поэтому будущее десятилетие открывает для стран КЦА возможность диверсифицировать экономику и уменьшить свою уязвимость по отношению к шокам, воздействие которых передается через биржевые товары и денежные переводы. Другие проблемы, которые встают перед странами КЦА в ходе реализации их видения и превращения в страны с формирующимся рынком, включают:
- недостаточно развитые финансовые сектора,
- все еще изменчивые темпы инфляции,
- узкое бюджетное пространство для нейтрализации будущих внешних и иных шоков,
- заинтересованные группы, которые снижают уровень прозрачности и подотчетности,
- геополитические риски.
Странам КЦА необходимо принять смелые меры, с тем чтобы содействовать преодолению этих проблем и реализовать свое видение, став странами с формирующимся рынком. В плане макроэкономической политики страны КЦА могут увеличить собираемые налоги и сосредоточить расходы на основных государственных приоритетах, таких как инфраструктура и социальные нужды, восстановив при этом бюджетное пространство для преодоления шоков. Они могут допустить большую гибкость обменного курса в целях сохранения международных резервов и повышения конкурентоспособности своей преобразующейся экономики.
В целях наращивания частных инвестиций необходим прорыв в области структурных реформ, в том числе в финансовом секторе. Более активная конкуренция в финансовом секторе потребует от органов государственного управления сокращения прямого государственного вмешательства, применения пруденциальных норм и банковского законодательства равным образом ко всем банкам и обеспечения в полном объеме независимости центрального банка. Более глубокие, более динамичные и лучше регулируемые финансовые системы будут крайне важны для поддержания в КЦА диверсифицированного роста, ведущего к созданию рабочих мест, и способности органов денежно-кредитной политики лучше преодолевать шоки и сдерживать инфляцию.
Усиление региональной интеграции представляет собой еще одну возможность, которой страны КЦА могли бы воспользоваться для укрепления своей экономики. Многие страны региона успешно освоили новые рынки в Европе и Китае для таких биржевых товаров, как нефть, газ, хлопок и золото. Если страны КЦА сейчас смогут содействовать укреплению регионального сотрудничества в целях снижения препятствий для внутрирегиональной торговли (и решения таких важнейших трансграничных вопросов, как транспорт, энергетика и водные ресурсы), то это обеспечит существенное дополнительное улучшение их перспектив роста.
Оказать содействие странам КЦА в достижении их цели превращения в страны с формирующимся рынком и успешном преодолении стоящих перед ними проблем готов МВФ. Его помощь будет предоставляться в форме рекомендаций по вопросам политики, финансовой поддержки и мер по развитию потенциала, с тем чтобы содействовать региону в решении его важнейшей задачи обеспечения высокого, устойчивого и всеобъемлющего экономического роста.