24 Октября 2013

Газета бизнес & власть


Отечественный бизнес все больше обслуживает государство

Все чаще он нанимается подрядчиком к национальным компаниям и их дочерним организациям. Чем грозит нам «тендерная» экономика?

В последнее время в развитии рынка все больше участия принимает государство. В результате этого по-другому начинает функционировать и сама экономика.  «Национальные компании в последнее время очень много услуг выносят на аутсорсинг. А экономика смещается в сторону госзаказов и тендеров», — отмечает генеральный директор First Factoring Company Толеген Мулдашев. В эту же сторону двигаются, по его словам, и отечественные предприятия, стремясь работать вокруг крупных госкомпаний.

Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлен Бадыхан считает, что нынешнее неустойчивое экономическое положение страны превратило мелкий и средний частный бизнес в лотерею — прогореть и отойти от дел можно достаточно легко. А государственные тендеры, особенно с внушительным бюджетом, дают предпринимателям некую уверенность в более или менее устойчивом притоке денежных средств.

В свою очередь зампредседателя правления Цеснабанка Мурат Нуртазин также объясняет это тем, что в кризис многие компании поняли, что без помощи государства и активного участия в инфраструктурных проектах им просто не выжить. В результате этого сегодня предприятия и являются активными участниками государственных тендеров. Банки это видят по спросу на такой инструмент, как тендерные гарантии. А они, по словам банкира, пользуются сегодня очень большой популярностью. «Спрос очень высокий. Мы хотим даже скоринг по тендерам сделать, чтобы в течение часа выдавать по ним гарантии», — отмечает в интервью «&» г-н Нуртазин.

Действительно, краткосрочный эффект для бизнеса от этого очень приятный — есть заказы, есть деньги. Нирвана, одним словом. Но в долгосрочном плане все же есть риски — атрофируется способность бизнеса конкурировать в рыночных условиях.

Определенная леность уже наблюдается среди компаний, они не стремятся быть лучше, быстрее, сильнее. Зачем? Если достаточно предложить самую низкую цену и спокойно существовать до следующего тендера. Ради этого некоторые компании, по словам Ерлена Бадыхана, даже готовы смириться с последующим оттоком некоторой части денег обратно к организатору тендера. «Простейший пример — акиматы и дорожно-ремонтные организации. Тендер и «откат» в нашей стране, как Чип и Дейл, друг без друга немыслимы. А в условиях повальной коррупции говорить о развитии рыночных отношений бессмысленно», — отмечает старший аналитик АИРИ.

Конечно, он не отрицает, что на фоне других потребителей государственные органы отличаются стабильностью оплаты оказанных частными предприятиями услуг. «Но проблема в том, что, если между государственным органом и частным предприятием устанавливаются устойчивые «взаимовыгодные» отношения, то о развитии технологий, конкуренции, борьбе за клиента данное частное предприятие забывает. Эта ситуация, конечно, ненормальна», — говорит Ерлен Бадыхан. Именно поэтому, по его словам, в развитых странах рынок потребителей и поставщиков обширен и состоит в основном из частных компаний, а государственные органы занимают лишь малую его часть.

«Впрочем, винить в сложившейся ситуации только частный бизнес нельзя — он лишь подстраивается под существующее положение дел. Практически все крупные проекты в Казахстане сейчас реализуются с помощью и под контролем государства и используемых им тендерных закупок», — добавляет эксперт.

Об этом же говорит и вице-президент Казахстанского института развития индустрии Сейтгали Галиев. По его словам, государство сегодня берет на себя больше, чем нужно, пытаясь решать проблемы вместо менеджмента компаний. В результате бизнес уже привык ждать инициативы от государства.

«Не очень хорошо, когда государство выступает в потреблении услуг в качестве самой активной стороны», — говорит г-н Галиев. И поэтому, по его мнению, Казахстану нужно менять менталитет отечественных бизнесменов, которые предпочитают работать по госзаказу, нежели придумывать что-то свое. «Конкурентоспособность определяется уровнем потребительского спроса. Нужно, чтобы бизнес понимал потребительский спрос, чувствовал малейшие изменения в этом направлении», — отмечает вице-президент Казахстанского института развития индустрии.

По его словам, сегодня назрел момент, когда бизнесу нужно помогать не деньгами, а обучением. «Институты развития должны больше не вовлекать во что-то бизнес, а стимулировать его. Государство должно заниматься формированием здоровой конкурентной среды. Благодаря своим инструментам и политике, в конце концов. Этого у нас не хватает», — считает эксперт.

В ином случае бизнес так и будет зависеть от государства, а на рынке будут заправлять иностранные компании, приходящие с соседних рынков.


Отечественный бизнес все больше обслуживает государство

    Оставьте комментарий

    (Обязательно)
    (Обязательно)