В Алматы прошла неделя консалтинга под лозунгом «Расширяем горизонты». Горизонты решили расширять с актуальных вопросов бизнеса – как подойти к оценке инвестиционных рисков и почему уходят клиенты.
Как оказалось, наиболее распространенным в соседней России является так называемый криминальный риск, когда бизнес не застрахован от нападения, грабежа или элементарного хищения. Об этом казахстанским предпринимателям рассказал генеральный директор российской компании «Альт-Инвест» Дмитрий Рябых. По его словам, не менее часто бизнесу приходится сталкиваться с коммерческим, правовым, политическим, экологическим рисками. Не говоря уже о риске поставщиков и периода строительства.
Для Казахстана как сырьевого государства актуальны риски, связанные с отраслью нефти и газа. По словам Дмитрия Рябых, в процессе принятия решений инвестор может столкнуться с такими проблемами, как сложности с продлением лицензий, невыполнение нефтегазодобывающей компанией взятых на себя обязательств капитального характера (ввиду сложностей с финансированием или непредвиденных изменений при развитии проекта), несоответствие суммы капитальных затрат на разработку месторождений планируемым объемам добычи. Кроме того, не стоит забывать про зависимость от конкретного покупателя, влияние внешних и внутренних факторов на структуру и схему ценообразования, особенности госрегулирования отрасли. В связи с этим возрастает роль финансового моделирования как способа решения проблем, включающего в себя сложную схему формирования доходов и затрат, учет истощения месторождения. «Основной проблемой, связанной с рисками в нефтяной отрасли, являются отсутствие индивидуального подхода, слабое маркетинговое исследование, а также недостаточное развитие и понимание риск-менеджмента», — отмечает Дмитрий Рябых.
Но одно дело риски рынка и инвестиции, и другое — клиенты, которые являют собой немалую составляющую успешного бизнеса. На вопрос «почему уходят клиенты?» отвечал Антон Каруна, начальник отдела разработок, сертифицированный специалист по ПК «1С», ответственный за развитие CRM в Казахстане.
Несмотря на бытующее мнение о первом впечатлении, по словам эксперта CRM, потенциальный клиент, прежде чем из состояния безразличия подойти к готовности купить, в среднем получает девять впечатлений о вашей компании. Антон Каруна также акцентиро- вал внимание на том, что клиенты уходят по-прежнему из-за плохого обслуживания и отсутствия тайм-менеджмента. По словам эксперта, чтобы клиент не стал подарком вашему конкуренту, как управляющим, так и персоналу нужно научиться управлять временем и ставить сроки исполнения задач, а также контролировать процесс.
«У вас должен быть тайм-менеджмент, научитесь управлять своим временем и всегда имейте план действий — это составляющая успеха вашего бизнеса», — советует Антон Каруна.