profinance.kz > Аналитика > Исламское финансирование на казахстанской почве

Исламское финансирование на казахстанской почве


24.06.2011, 16:58.
Решение об учреждении и развитии системы исламского финансирования в Казахстане базировалосьна следующих основаниях. Первое– это привлечение постоянного потока внешних долгосрочных инвестиций, необходимых для реализации планов индустриального развития. Второе – диверсификация инвестиционных потоков, снижающая зависимость от одного источника финансирования. Третье – достижение экономической устойчивости посредством регуляторных функций системы исламского финансирования, заключающихся:

1)в участии инвестиционного капитала в создании реальной добавочной стоимости и направленности инвестиций в реальный сектор экономики;
2)в отсутствии процентной ставки;
3)в запрете на спекулятивные сделки и на участие в высокорискованных предприятиях;
4) в разделении рисков между партнерами сделки;
5) в социально-ориентированной деятельности акторов.

Эксперты оценивают процесс развития института ИФ в Казахстане как умеренно-поступательный. Плюсы, минусы, проблемы, достоинства и недостатки новых институтов особенно хорошо видны, когда на рынке появляются их первые агенты и первые продукты.В конце 1990-х на рынок пришел Исламский Банк Развития (ИБР). В середине 2000-х гг. активно привлекали ИФ банки (БВУ). В течение последних двух лет появились сразу несколько компаний, которые предлагают исламские финансовые продукты. Это банк «Al Hilal», брокерская компания «Fattah Finance», страховое общество взаимного халалного страхования «Такафул», а также несколько консалтинговых компаний. Акционерный инвестиционный паевой фонд «Хадж-Фонд Казахстана» приступил к оказанию услуг халалного накопления денег в апреле-мае текущего года.

Исламский Банк Развития

ИБР деятельность в ЦА регионе начал с начала 1990-х гг., региональный офис был учрежден в 1997 году в Алматы и в настоящий момент представляет ИБР в 5 республиках ЦА и Азербайджане. В настоящее время ИБР рассматривает ЦА регион как наиболее важный для своей операционной деятельности среди остальных стран-членов. С 1995 года, т.е. с периода вступления в ОИК, страна получила более $765 млн. финансирования на реализацию различных социально-экономических проектов. Проекты, реализуемые в регионе, нацелены на искоренение бедности и достижения экономического роста. Посткризисные проекты ИБР ориентированы на финансирование энергетики, дорожной инфраструктуры, развитие сельской местности, агропромышленной сферы, развития МСБ, торговли. В целях посткризисного восстановления экономик региона, ИРБ с 2009 года увеличил ежегодное финансирование более чем в 2 раза. Кроме того, в 2009 году Казахстан стал главным реципиентом, получив более 40% ($226,3млн.) средств, выделенных на весь регион, из которых $188 млн., были направлены на реконструкцию 58 км. дороги в ЮКО в рамках проекта «Западная Европа – Западный Китай».

Также региональный офис в Алматы регулярно предоставляет организационную поддержку в проведении различных научных и технический мероприятий, таких, как например, Экономический Форум в Астане и 7-я Международная Конференция по ядерной физике в 2009 году или 7-й Всемирный исламский экономический Форум в 2011 году. В 2009 ИБР выделил грант в размере $1 млн. на строительство университета Нур Мубарака в Алматы.

ИБР признает, что Казахстан привлекателен для иностранных инвесторов, в том числе тех, кто заинтересован в развитии исламской банковской системы в Казахстане.

Исламское финансирование на казахстанской почве

Традиционные казахстанские банки

В 2000-х гг. многие БВУ активно занимались привлечением средств исламского финансирования. К 2009 году наиболее крупные из них получили в среднем от $50 до 150 млн. Так например, в 2007 году «Альянс-Банк» привлек ИФ на общую сумму $150 млн, которые направил на развитие и финансирование торговых операций. Как сообщает пресс-служба «Альянс Банка», займы были привлечены сроком на 370 дней и 2 года, маржа составила 1% и 1,3% по каждому соответственно. В сделке участвовало 19 банков-кредиторов из ближневосточного региона. Однако в настоящее время АО «Альянс Банк» не участвует в программах исламского финансирования и в ближайшей перспективе не планирует привлекать средства ИФ.

Даурен Карабаев, член Правления «Народного Банка Казахстана» рассказывает: «У нас есть одна линия, финансируемая ИБР в объеме $50 млн. В рамках этого ИФ мы профинансировали проекты МСБ на сумму $15 млн. Линия эта долгосрочная, осваиваем ее уже около двух лет. Первоначально она была нацелена на сельскохозяйственный сектор, но затем была расширена.

Невысокий темп освоения ИФ связан, по словам г-на Карабаева, со спецификой ИФ: «Особенностью ИФ является то, что оно приближенно к реальному сектору, к товарообороту в реальном секторе. Для традиционных банков такая близость нехарактерна – соответственно, когда банк начинает заниматься ИФ, возникают вопросы, с которыми он раньше не сталкивался. Это, например, вопрос налогообложения - принимая во внимание, что ИФ привязано к товарообороту, возникает НДС, который в целом ухудшает экономику проекта или инвестиций. Также есть вопросы с таможенной очисткой товаров, с которыми раньше традиционные банки не сталкивались…»

В то же время внешнее финансирование не является приоритетным для Народного Банка (до 16% всего финансирования), а ставка делается на депозиты. С другой стороны, - продолжает Даурен Карабаев, - когда мы выходим на внешние рынки, то смотрим, какие источники дешевле, какие более долгосрочные. Основным критерием для выхода на международные рынки для нас является срок, поскольку короткие средства мы можем привлекать и в Казахстане. И, например, в этом году мы отдали предпочтение выпуску еврооблигаций в связи с тем, что это был единственный источник финансирования, где можно было привлечь средства на 10 лет.

Ни один из нами опрошенных БВУ в настоящий момент не стремится заполучить ИФ, как это было в 2000-х гг. В то же время БВУ внимательно изучают возможности исламского финансирования, активно участвуя в многочисленных рабочих группах, совещаниях, конференциях.

В целом, эксперты БВУ утверждают, что институты ИФ могут быть востребованными, но только в случае, если их эффективность будет не ниже, чем традиционных финансовых институтов. Достичь такой эффективности вполне возможно и, говорят представители банков, работа в этом направлении ведется. Розница, по их мнению – это следующий этап: «Сейчас работа ведется в корпоративном направлении. Банковские продукты, в принципе, всегда так начинаются: с профессиональных участников, и только затем переходят в розницу. О каких-то конкретных мероприятиях в розничной сфере пока говорить не приходится».

Первый исламский банк

Al Hilal Bank учрежден в рамках межправительственного соглашения (РК и ОАЭ). Его первоначальные усилия были направлены на государственные инфраструктурные проекты, а также на отдельные виды деятельности в корпоративном секторе. По словам Прасад Абрахам, председателя Правления АО «Исламский Банк «Al Hilal», к настоящему времени Банк профинансировал проекты в сфере транспортной инфраструктуры, разработки месторождений и строительства, а также дистрибуции ТНП на общую сумму $32 млн.

В настоящий момент Банк ориентирован на работу с юридическими лицами. Тем не менее, Al Hilal предлагает базовые розничные услуги: открытие текущего счета и ведение срочного депозита. По признанию Банка, услуги оказываются на ограниченной основе: минимальная сумма вклада составляет эквивалент $3 000, минимальный период вложения – 1 месяц. Для открытия текущего счета нет никаких ограничений.

В настоящее время офисы компании расположены в Алматы и Астане, однако до середины лета Банк намеревается открыть офис в Шымкенте.

Первый «Хадж Фонд»

Административно-правовая форма компании – акционерный инвестиционный фонд. Уставный капитал составляет порядка полумиллиона долларов. В формировании капитала участвовали 2 финансовые организации: государственная малазийская Amanah Raya и казахстанская Fattah Finance. Фонд действует в рамках текущего законодательства, кроме того его деятельность также координирует Шариатский Совет. По словам Аскара Айткожа, председателя Правления АО «АИФРИ «Хадж Фонд Казахстана», компания в будущем будет использовать приставку «исламский» в своем названии. Это позволит компании входить в число исламских финансовых институтов и эмитентов исламских ценных бумаг, а также регулироваться специальным законодательством, и, что не менее важно, позволит организации получать определенные льготы со стороны государства.

Создание Фонда, рассказывает г-н Айткожа, есть ответ на необходимость развития институтов исламского финансирования, предполагающее присутствие на рынке агентов с различным спектром услуг. На продукты исламского финансирования существует устойчивый спрос и не только со стороны представителей конфессиональной общины.

Деятельность Фонда направлена на работу с физическими лицами. Наша основная цель, - продолжает г-н Айткожа, – конечно, экономическая: максимизировать доходы наших клиентов-партнеров, которые являются дня нас партнерами. Однако наряду с ней организация призвана проводить и социальные ценности, таких как привитие навыков социально-ответственного накопления. Но по шариату не рекомендуется накапливать ради накопления, важно, чтобы ресурсы были инвестированы в благосостояние общества. Мы гарантируем, что деятельность Фонда будет соответствовать принципам шариата. Наша компания инвестирует в Хадж-инфраструктуру. Это позволит тем клиентам-партнерам, которые планируют в будущем совершить Хадж, совершить поездку, будучи уверенными, что они не только накопят средства на поездку согласно религиозным нормам, но и смогут своими инвестициями ее удешевить. Те клиенты, которые заинтересованы исключительно в оптимальном инвестировании – то ввиду того, что Хадж-инфраструктура сейчас активно развивается – могут быть уверены, что работая с нами, принимают рациональное решение.

Экономическим конкурентным преимуществом услуг Хадж Фонда г-н Айткожа называет стратегию «привлечения большего количества партнеров даже с небольшим уровнем сбережений», в отличие от большинства традиционных инвестиционных фондов, которые ориентированы на привлечение «больших объемов средств при малом количестве клиентов». Чтобы стать вкладчиком Фонда, достаточно иметь 15 000 тенге. За два месяца операционной работы вкладчиками Фонда стало около 200 человек. Безусловно, - предвидит вопрос Аскар Айткожа, - подобная стратегия предполагает существенные издержки, однако опыт наших партнеров и профессионализм нашего персонала, уверен, позволит принимать решения, которые в итоге приведут к минимизации издержек. Но самое важное это то, что компании, работающие в рамках системы исламского финансирования, несмотря на то, что являются коммерческими, не ставят целью максимизировать прибыль и в наиболее короткие сроки. Этика исламской предпринимательской деятельности заключается в том, чтобы реализовать еще и социальную миссию, наиболее широко которую можно описать как производство благосостояния для других, что, конечно, требует определенных расходов.

На инвестиционном рынке присутствуют и другие компании, предлагающие услуги, соответствующие нормам ислама. Представительство российской компании «Управляющая компания БКС» совместно с российской консалтинговой компанией «Зам-Зам+» предоставляет услуги Открытого паевого инвестиционного фонда «БКС — Фонд «Халяль». Услуги Фонда, - рассказывает директор «БКС Казахстан» Марина Пягай, - рассчитаны на инвесторов, которые хотят быть уверенными в том, что их сбережения будут направлены на цели и с использованием инструментов, соответствующих нормам ислама. ООО «Зам-Зам+», созданная для разработки и внедрения норм мусульманского права в сферу российского бизнеса, выступает в роли экспертной организации, контролирующей соответствие инвестиционной деятельности УК БКС по управлению ПИФом «БКС — Фонд «Халяль» нормам мусульманского права. Минимальная сумма при первичной покупке паев «БКС — Фонд «Халяль» составляет 50 000 рублей (порядка 250 000 тг.), при последующих покупках - 10 000 рублей (ок. 50 000 тг.). Стоимость одного пая (на 17.06.2011) составляет 1 207,18 рублей (порядка 6 000 тг.). Динамика изменения цен на паи к началу июня, - говорит в завершение г-жа Пягай, - составляет +23,22% за 12 месяцев и +15,14% за 36 последних месяцев.

Маркетинговые стратегии исламского финансирования

Менеджер консалтинговой компании «Istisna’a Corporation» Гульсая Зейнелгабдина считает, что исламские финансовые организации наряду с другими участниками традиционного финансового рынка - коммерческие, а не благотворительные, учреждения. Следовательно, им необходимо в целях получения прибыли продвигать свои продукты и услуги.

Одним из методов продвижения является разъяснение этических принципов рационального хозяйствования, и это непростая задача: «Поскольку прибыль, получаемая исламскими финансовыми организациями, должна соответствовать определенным этическим принципам, - рассказывает Гульсая Зейнелгабдина, продвижение продуктов требует большой разъяснительной работы. Она заключается в том, чтобы объяснить потребителю, что, во-первых, использование исламских финансовых продуктов не носит религиозный характер, во-вторых, что продукты должны соответствовать определенным требованиям (каким и почему)и, в третьих, что применение методов исламского финансирования в целом несет оздоравливающий эффект на экономику. При этом нужно не забыть рассказать и о прямой, непосредственной выгоде для потребителя».

Могут ли исламские финансовые продукты конкурировать на нашем рынке с традиционными? Теоретически, конечно можно утвердительно ответить на этот вопрос, - говорит г-жа Зейнелгабдина, - но на практике сейчас они уступают традиционным, например, в обеспечении соответствующих правовых норм, использовании маркетинговых подходов и т.д. К примеру, продукты розничного, в том числе ипотечного кредитования, ИФ не представлены на нашем рынке, и говорить об их конкурентоспособности пока рано.

Говоря о других проблемах, стоящих перед институтом ИФ, г-жа Зейнелгабдина отмечает, что развитию исламского финансирования присущи такие проблемы, как возможная спекулятивная деятельность: «Проблема, однако, преодолимая. Спекулятивная деятельность может быть как намеренной (спекулятивное использование слова «исламский» или завуалированное ростовщичество), так и ненамеренной со стороны добросовестных операторов, допускающих ошибки. Это также связано с недостатком профессиональных кадров в Шариатских советах, который призван контролировать деятельность исламских финансовых институтов, определяя исламские финансовые операции на соответствие шариату».

Кроме того, считает эксперт, в рамках отечественной финансовой системы применение многих исламских финансовых инструментов невозможно или нецелесообразно. Напротив, определенные инструменты необходимо адаптировать в соответствии с действующим законодательством. И поскольку рынок исламских продуктов – это все же рынок, то продукты вполне могут эволюционировать, не меняя при этом основной свой принцип – этику справедливого и рационального распределения ресурсов.

Достоинства, недостатки, перспективы

Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов уверен, что насыщение экономической системы ИФ не только делает ее более устойчивой, но и способствуют удлинению ее экономических циклов: «Каждая экономика генерирует не только прибыль, но еще и риски/убытки. И ИФ в силу своей специфики позволяет эти риски/убытки распределять и списывать, не накапливая. В традиционном банке, наоборот - в случае накопления убытков высока вероятность банкротства. Поэтому чем больше доля исламского финансирования в финсекторе, тем устойчивее экономика, а цикличность удлиняется по срокам и сокращается по масштабу колебаний».

Еще одним существенным достоинством, присущим системе исламского финансирования, в частности исламским банкам, г-н Худайбергенов называет принцип разделения рисков. Однако при этом исламский банк «естественно «заходит в долю» и может претендовать даже на большее вознаграждение в случае прибыли, чем традиционный». Поэтому, считает экономист, с технической точки зрения исламские банки являются скорее инвестиционными банками.

В связи с этим, существенным недостатком исламских банков в казахстанских условиях Олжас Худайбергенов считает несоответствие методов управления инвестиционными с технической точки зрения проектами: «Исламские банки должны действовать как инвестиционные банки, то есть максимально развивать проектное управление, непосредственно вмешиваться в финансируемые проекты, но с другой стороны их часто одолевает желание максимально застраховаться от рисков, выдвинуть кучу требований и в итоге финансировать только проекты, где прибыль гарантирована. И здесь в исламских банках требования неадекватно строже, чем в традиционных банках. Часто это не соответствует уровню исследуемых рисков, думаю, это происходит от неумения исламских банков управлять финансируемыми проектами "по-инвестиционному".

В целом, по мнению г-на Худайбергенова, развитие ИФ потенциально дает Казахстану ряд существенных преимуществ в привлечении финансирования: «Что касается привлечения денег от исламских стран, то Казахстан имеет все предпосылки для того, чтобы быть лидером в странах ОИК. Это и громадная территория, и огромные ресурсы, и высокая грамотность населения. Есть еще ряд других параметров, по которым Казахстан опережает страны ОИК. И эти страны готовы дать Казахстану инвестиции при условии их адекватного использования. Адекватность означает выстраивание долгосрочных приоритетов страны и эффективную реализацию этих приоритетов, то есть без коррупции и других негативных явлений.

Исламское финансирование на казахстанской почве
Исламское финансирование на казахстанской почве

Вернуться назад