фото: newsgeorgia.ge
21 июня 2016 г.   |   1249

Роста цен на бензин в Казахстане уже не избежать

Вице-министр энергетики РК Асет Магауов сообщил, что в Минэнергетики обсуждают возможность отказа от государственного регулирования цен бензина марки Аи-80 и дизельного топлива, сообщает nur.kz.

Вице-министр подчеркнул, что пока решений никаких не принято по данному вопросу. «И оно (решение), я думаю, в ближайшей перспективе отложено», - добавил вице-министр.

Вместе с тем, по его мнению, к решению по данному вопросу Казахстану придется вернуться, поскольку «мы видим, что по восьмидесятому бензину идут перетоки», причем не только в соседние государства, где цены на него значительно выше, но и на внутреннем рынке.

«Люди покупают 80 бензин и добавляют присадки повышающие (октановое число). И, соответственно, спрос на бензин 80 очень высокий по Казахстану. Разница цен получается - 89 тенге на литр 80-го и 125 (тенге) на 92-й, она порождает спрос, чтобы люди покупали эти присадки», - пояснил Магауов.

«По дизельному топливу в первую очередь с Российской Федерацией у нас большая разница. Это - напряженность в приграничных областях с Россией. Потому что на наших заправках по 99 тенге (литр дизтоплива), в соседней России – 176 (тенге в пересчете). И, соответственно, автотранспорт старается заправляться на казахстанской стороне, и это приводит к тому что у нас объёмы потребления в северных областях достаточно высокие», - продолжил он.

Дерегулирование не означает втридорога

По мнению вице-министра, если государство отстранится от регулирования цен на солярку и восьмидесятый бензин, это не вызовет катастрофического всплеска их стоимости на внутреннем рынке.

«В прошлом году было принято решение, что мы выходим на дерегулирование цен на 92 бензин и вы помните, наверно, какой всплеск был цен первое время - цены доходили до 135-140 тенге (за литр). Но затем баланс на рынке уравновесился, сейчас мы имеем порядка 125 тенге в целом по Казахстану», - заметил Магауов.

При этом некоторое повышение оказало положительное влияние на запасы нефтепродуктов.

«Раньше были критические периоды, когда мы цены регулировали: получалось, что с России бензин не мог к нам зайти, не проходил по оптовой цене. У нас получался дефицит, в каких-то (регионах), наоборот, у нас получалось затоваривание по бензину.

Соответственно, колебания составляли порядка 75 тысяч тонн, а сейчас колебаний по остаткам таких сильных нет. То есть мы считаем, что прошлогоднее решение по дерегулированию позволило стабилизацию на рынке провести и обеспечить бездефицитное обеспечение на внутреннем рынке», - аргументировал он намерение властей повторить опыт с дерегулированием цен на Аи-92 в сегменте топлива с меньшим октановым числом.

Рост цен на бензин – это вопрос времени

Независимый эксперт в нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов отмечает: «Как мы уже говорили в предыдущих материалах портала NUR.kz, Казахстан всегда сталкивается с «удивительной» ситуацией: нефть дорожает - бензин дорожает, нефть дешевеет - бензин все равно дорожает. Но это с точки зрения обычного человека. С точки зрения экономики - наши цены на ГСМ всегда были дотационными. И остаются ими до сих пор. Просто в период высоких мировых цен на нефть добывающие компании могли пойти на компромисс и продавать нефть на внутреннем рынке по сниженным ценам. Однако в период низких цен и/или девальвации нефтедобытчики уже не могут продолжать такое «спонсирование». Поэтому осенью прошлого года я прогнозировал рост цен на АИ-92 до 180-200 тенге с учётом необходимости возраста инвестиций на модернизацию наших НПЗ

Если вспомнить, то сначала у нас отпустили в «свободное плавание» цены на АИ-92, теперь говорят о возможной отмене регулирования предельных цен на дизельное топливо и АИ-80»

Эксперт уверен, что это вопрос времени, так как, по его мнению, не могут курс и цены на нефть находиться в «плавании», а цены на ГСМ держаться на прежнем уровне.

«Вероятнее всего, цены «отпускают», чтобы избежать возможного осеннего дефицита нефтепродуктов. Конечно, для экономики и населения повышение цен на любой базовый ресурс оказывает негативное влияние, однако это (вкупе с планами отмены всех льгот по налогу на транспорт) будет серьёзным стимулом оптимизировать свои расходы на ГСМ для компаний и автовладельцев, а также задуматься об энергоэффективности.

Также нужно учитывать рост цен на нефтепродукты в России, от рынка которой мы достаточно сильно зависим. Сейчас литр АИ-92 в РФ стоит в среднем 34 рубля (Евро-4), что составляет по текущему курсу около 170-175 тенге. Конечно, есть фактор налогообложения и качества, но разница цен все равно будет оказывать влияние на наш рынок, провоцируя дефицит, как в предыдущие годы. По остальным нефтепродуктам - ситуация идентичная, то есть роста цен уже не избежать», - считает Олжас Байдильдинов.

Источник: nur.kz 

Новости по теме



Комментарии





Жалобы



Курс валют на сегодня - 21 ноября 2017 г.

НБРК
USD330.29
EUR387.27
CNY49.8
RUB5.56
GBP437.27
AED89.93
KGS4.75
JPY2.94


Опрос

Сколько денег Вы сдаёте на нужды школы, в которой учится Ваш ребёнок?